Станция метро «Курская» Кольцевой линии


1945-1950, Г. Захаров, З. Чернышева

 

«Курская» стала второй по счету станцией глубокого заложения колонного типа (первая — «Маяковская», речь о которой еще впереди). Такая конструкция — большое облегчение для архитектора. Ему не приходится иметь дело с массивными, шириной в несколько метров, пилонами. Вместо них — тонкие колонны, благодаря чему возникает единое пространство станции.

 

Станция метро «Курская» Кольцевой линии. Центральный зал

Станция метро «Курская» Кольцевой линии. Центральный зал

 

Для оформления этих колонн Захаров и Чернышева использовали прием, который мы с вами уже встречали на «Охотном Ряду» и «Театральной» — каннелированная коренастая полуколонна с плитой-абакой вместо капители. Такое использование приемов ар-деко в оформлении станции очевидно контрастирует со строгой неоклассикой вестибюля.

 

Станция метро «Курская» Кольцевой линии. Аванзал

Станция метро «Курская» Кольцевой линии. Аванзал

 

Напрашивается вывод, что жанр диктует свои правила архитектору. Станцию метро с ее конструктивными особенностями и большими скоростями поездов и человеческих потоков трудно оформить в духе спокойного, уравновешенного, «вековечного» классицизма. Здесь неизбежно прорывается современность, воплощенная в формах ар-деко.

 

Вестибюль станции «Курская» Кольцевой линии

1945-1950, Г. Захаров, З. Чернышева, скульптор Н. Томский

 

Приехав на станцию «Курская» Арбатско-Покровской линии, выйдите в город и пройдите в вестибюль одноименной станции Кольцевой линии.

 

Станция метро «Курская» Кольцевой линии. Интерьер вестибюля

Станция метро «Курская» Кольцевой линии. Интерьер вестибюля

 

Мы с вами оказались на четвертой очереди. Она проектировалась и строилась в 1945-1954 годах. Неудивительно, что главными темами архитектуры стали триумф и процветание страны. За это я называю Кольцевую линию «лавровым венком» Москвы.

 

Впрочем, лавровый венок спорит с рогом изобилия. Станции богато украшены: мрамором и гранитом облицовано 50 000 квадратных метров (около семи футбольных полей), смонтировано 700 люстр и светильников. Почти все станции включают в себя произведения монументального искусства на тему победы, героизма, мирного труда, преобразования природы, дружбы народов. Поражает и разнообразие техник: живопись, мозаика римская и флорентийская, бронзовая скульптура, резьба по камню, фарфоровые барельефы.

 

В годы Великой Отечественной войны, как это всегда бывает, в советской архитектуре начинается поиск национального стиля. Интернациональный ар-деко практически не используется, на передний план выдвигается неоклассика («Курская», «Октябрьская»). Оно и понятно, ведь именно классическая архитектура — от Древнего Рима до русского ампира — обладает самым развитым языком для разговора на тему триумфа. Появляются и стилизации под средневековую русскую архитектуру — от владимирского зодчества («Добрынинская») до московского барокко («Комсомольская»).

 

Станцию «Курская» спроектировали Григорий Захаров и его постоянный соавтор и жена Зинаида Чернышева. В эти годы молодые архитекторы работали в мастерской Ивана Жолтовского, одного из главных приверженцев классики в советской архитектуре. Карьера их началась с военной темы — в 1943 году Захаров с Чернышевой выиграли конкурс на проект Пантеона героев Великой Отечественной войны. Проектировали они и здание для Бородинской панорамы, и для панорамы «Штурм Перекопа». Все эти проекты так и остались на бумаге. Весь опыт работы пары с триумфальной тематикой воплотился в станции «Курская» и прежде всего в ее наземном вестибюле.

 

Снаружи вестибюль напоминает триумфальную арку. Происходит наложение смыслов: арка — символ входа, но одновременно и символ победы. Пройдя сквозь эту арку и кассовый зал, вы попадаете в центрическое купольное пространство, напоминающее храм. Монументальная колоннада завершается плеядой скульптурных женских фигур. В них происходит интересное смешение классики и современности. В классической архитектуре триумфальные постройки часто украшаются изображением богини Фамы, или Славы, — девушки с лавровым венком. Однако здесь эти самые Фамы имеют и атрибуты, относящиеся к современности: пистолет-пулемет Шпагина (ППШ), солдатские каски, снопы пшеницы и отбойные молотки.

 

Станция метро «Курская» Кольцевой линии. Интерьеры вестибюля

Станция метро «Курская» Кольцевой линии. Интерьеры вестибюля

 

В восточной стене устроена ниша-апсида, что подчеркивает сходство вестибюля с храмом. В апсиде храма, как вы знаете, размещается алтарь, а в католической традиции там часто помещается скульптура Распятия или Богоматери. Здесь же была установлена скульптура Сталина работы Николая Томского. Ее демонтировали в 1960-е годы после развенчания культа личности вождя. Иронично, что сегодня в этой нише установлена камера видеонаблюдения.

 

Скульптура Сталина в вестибюле станции метро

Скульптура Сталина в вестибюле станции метро

 

Любопытна и судьба строк советского гимна, бегущих по архитраву:

 

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин — на верность народу

На труд и на подвиги нас вдохновил.

 

После 1961 года последние две строки были сняты. А вот при капитальном ремонте вестибюля в 2008-2009 годах было решено восстановить утраченные детали (кроме памятника Сталину).