Новинский б-р, 25
1928-1930, М. Гинзбург, И. Милинис, инженер С. Прохоров
Одной из главных своих задач авангардисты видели создание экономичного массового жилья. Моисей Гинзбург, один из лидеров группы архитекторов-конструктивистов, в конце 1920-х возглавил секцию типизации при Стройкоме РСФСР. Секция разработала несколько типов квартир — они называли их «жилыми ячейками». Самой экономичной из них оказалась двухуровневая ячейка типа F — одно из главных изобретений советского авангарда. С помощью таких ячеек были построены дома в Москве, Екатеринбурге, Саратове. Дом Наркомфина — самый известный из них.
Фасады Дома Наркомфина
Наркомфин — это Народный комиссариат финансов. Собственно, наркомом финансов в те годы был Николай Милютин, по счастливой случайности оказавшийся не только бюрократом, но и теоретиком градостроительства. Его знакомство с командой Гинзбурга позволило реализовать парадоксальный, в общем-то, план: министерский дом был построен по экспериментальному проекту.
Дом Наркомфина. Разрезы 4-6 этажей
Сейчас мы не сможем попасть в дом, но давайте мысленно «прогуляемся» по его, скажем, пятому этажу. Обе лестничные клетки ведут с разных сторон в один коридор высотой всего 2,25 метра. Вдоль коридора — двери, сгруппированные попарно: черная и белая, через какое-то расстояние снова черная и белая и так далее. Если мы войдем в черную дверь, то попадем в верхнюю ячейку. Мы обнаружим себя в маленькой прихожей с дверью в санузел. Поднявшись по лестнице внутри квартиры на полэтажа вверх, мы окажемся в двусветной гостиной с высотой потолков 3,5 метра. Большие окна ее выходят на запад. Поднявшись по другой лестнице на полэтажа, мы окажемся в спальне высотой 2,25 метра. Она расположена прямо над общим коридором и нашей прихожей. Тут же вход в душевую. Окна спальни смотрят на восток.
Если же мы войдем в белую дверь, к своим соседям, то окажемся в нижней ячейке. Тут лестница из прихожей ведет на целый этаж вниз. Двусветная гостиная наших соседей расположена ровно под нашей, и имеет такую же высоту. В одном уровне с нею размещена спальня — она, таким образом, расположена под общим коридором. Рисунок поможет вам понять эту сложную компоновку.
Дома Наркомфина. Интерьеры коммунального корпуса
Как видим, архитекторы поместили коридор прямо меж двух спален, уменьшив высоту этих помещений. Это позволило увеличить, выражаясь языком архитекторов, выход полезных площадей и сделать такую ячейку дешевой в строительстве. При этом на 36 квадратных метрах они разместили двухкомнатную квартиру с раздельным санузлом и двусветной гостиной. Вот такой вот архитектурный трюк!
Дом Наркомфина иногда называют «домом-коммуной», но это ошибка. Сам Гинзбург называл его «домом переходного типа» и считал, что он плавно готовит жильцов к общественному укладу жизни. Вот что он пишет в своей книге «Жилище»:
Мы сочли совершенно необходимым создание ряда моментов, стимулирующих переход на более высокую форму социально-бытового уклада, но не декретирующих этот переход.
Уже коридор мыслился как общественное пространство. По нему через лестничную клетку можно было попасть на плоскую эксплуатируемую кровлю, где был устроен солярий. Из второго этажа воздушный переход вел в коммунальный корпус. В нем должны были расположиться спортзал, кухня и две столовые: одна в помещении и другая, летняя, на крыше.
На Садовое кольцо выходил служебный корпус, в котором предполагалось устроить гараж, прачечную и сушилку. В центре участка запланировали возвести отдельное здание для детского сада. Не все планы были осуществлены, но кухня, детский сад (устроенный в общественном корпусе) и прачечная действительно работали в 1930-е годы.
В 2015-2020 годах дом пережил реконструкцию по проекту внука Моисея Гинзбурга Алексея. Ему вернули первоначальный облик: освободили от поздних пристроек, выкрасили в первоначальные цвета, восстановили витраж коммунального корпуса. Сегодня это снова жилой дом.
Дом Наркомфина. Фасады до реставрации (вверху) и после реставрации (внизу)
Несомненно, у дома богатая история. Но давайте посмотрим, какие архитектурные истории он может нам рассказать. Жилой корпус — лаконичный белый параллелепипед, поставленный на черные ножки. Дочь наркома финансов Екатерина Милютина вспоминала, что дом окрестные жители называли «кораблем». Впрочем, он даже не плывет, а парит, левитирует над бровкой холма. Ровные оштукатуренные и побеленные стены разрушают ощущение материала, дом кажется чертежом (сегодня мы бы сказали — рендером), встроенным в реальность. Дом абстрактен, насколько может быть абстрактной архитектура, все-таки имеющая дело с этажами, лестницами, коммуникациями и так далее. Вспоминаем, что именно в области абстракции лежали поиски художников и архитекторов авангарда.