Пречистенский пер., 8
1899-1903, Вильям Валькот
Одна из примет эпохи модерна — появление в Москве строительного бизнеса. В 1898 первую строительную фирму создал Савва Мамонтов — она называлась Северное домостроительное общество. Год спустя предприниматель и банкир Яков Рекк создал Московское торгово-строительное акционерное общество. Яков Андреевич своей задачей видел «Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы».
В том же году Общество выкупило усадьбу в Пречистенском переулке и разделило ее территорию на три участка, чтобы построить и затем продать три особняка. Проектировать два из них пригласили Вильяма Валькота.
У двадцатипятилетнего архитектора была к тому времени уже крайне интересная судьба. Родился он в немецкой колонии недалеко от Одессы, отец его был шотландским предпринимателем, мать происходила из семьи немецких колонистов, переселившихся в Малороссию при Екатерине Великой. Учился Валькот в Императорской Академии художеств в Петербурге у одного из архитекторов-новаторов Леонтия Бенуа, а после продолжил обучение в Париже у художника-символиста Одилона Редона. Переехав в Москву в 1890-е годы, он работал в абрамцевской керамической мастерской Саввы Мамонтова, где учился керамике у Михаила Врубеля.
В.Ф. Валькот. Эскиз особняка К.А. Гутхейля в Мертвом переулке
Благодаря такому разному опыту и большой насмотренности Валькота, работы его очень интернациональные, вписанные в тогдашний европейский контекст.
Возьмем особняк Гутхейля. Симметричная композиция с мощным порталом напоминает один из проектов павильона Сецессиона работы австрийца Йозефа Марии Ольбриха. А вот рокайльный декор с ангелочками-путти отсылает нас к французскому ар-нуво.
Проект павильона Сецессиона, вариант. Йозеф-Мария Ольбрих
Большая часть здания облицована глазурованной керамической плиткой, рисунок которой напоминает кирпичную кладку. В России такую плитку называют «кабанчиком» — благодаря двум технологическим отверстиям на торце, которые напоминают пятачок. Кабанчик — излюбленный материал модерна. Это не случайно.
Как мы с вами говорили во вступлении к маршруту, модерн стремился использовать новые материалы и технологии. Кабанчик — материал, красотой и практичностью не уступающий натуральному камню, но дешевле его. Большинство зданий на нашем маршруте будут облицованы кабанчиком. Если хотите, это такая маленькая зацепочка, которая позволит вам отличить здания эпохи модерна.
Особняк К.А. Гутхейля. Парадный вход
Особняк после строительства купил нотный издатель Карл Гутхейль. Сегодня тут располагается посольство Марокко.