Если вы хотя бы немного знакомы с архитектурными стилями, вы наверняка назовете «модерн» среди своих самых любимых. Нарядные фасады с керамическими панно и рельефами, сказочные мотивы, причудливые элементы декора — все это, безусловно, радует глаз и выгодно отличает эти здания от иной московской застройки. Я и сам помню свои первые прогулки по Москве в студенческие годы — особняк Рябушинского произвел на меня тогда неизгладимое впечатление и казался мне самой красивой постройкой в Москве. Однако в этом маршруте мне хотелось бы поговорить с вами о том, каким разным бывает модерн и какие идеи он воплощает.
Модерн зародился в Европе в 1890-е годы. Это время невероятного по своим темпам научно-технического прогресса. Появляются и распространяются железные дороги, автомобили, электричество, телефон, кинематограф. Художники и архитекторы ощущают себя жителями совершенно новой эпохи, которая требует нового стиля. Австрийский архитектор Отто Вагнер в 1896 году пишет в своей книге «Современная архитектура»:
Все современные произведения искусства... Должны стать наглядными выразителями всего лучшего, свойственного нам, нашего демократизма, чувства собственного достоинства, наших идеалов; в них должны быть учтены огромные достижения науки и техники и свойственный всем современным людям дух практицизма.
Ф. Шехтель. Торговый дом Московского купеческого общества
Господствовавшая весь XIX век эклектика или историзм, игры в Древнюю Грецию или Рим, готику, Ренессанс или барокко объявляются банкротами. Вот что пишет художественный критик Владимир Стасов:
Архитектура ловких людей, навострившихся в классах, а потом преравнодушно отпускающих товар. Угодно — вот вам пять аршин греческого „классицизма“. А, нет — три с четвертью итальянского „ренессанса“. Нет, не годится? Ну, так хорошо же: вот, извольте, остаток первейшего сорта „Луи Кенз“, а не то хороший ломтик „романского“, шесть золотников „готики“, а то вот целый пуд „русского“.
На помощь архитектуре идет и быстро развивающаяся строительная техника — появляются стальные каркасы, железобетон, большие листы стекла. Архитекторы призывают найти новый язык для новых материалов. Дадим слово все тому же Вагнеру:
Новые цели рождают новые конструкции и, следовательно, новые формы... Архитектор должен развивать художественные формы только из конструкций.
С. Соловьев. Собственный дом в Малом Ржевском переулке. Майоликовое панно
В Москву модерн приходит на самом излете XIX века. И именно «купеческой» столице суждено было стать эпицентром русского модерна (да простят меня петербуржцы!). Ведь основным заказчиком этой новаторской, «европейской» архитектуры были предприниматели и промышленники — двор и чиновники предпочитали более солидную неоклассику.
В. Валькот, Л. Кекушев. Гостиница «Метрополь». Майоликовое панно «Принцесса Грёза»
Московский модерн во многом вырастает из «абрамцевского кружка» Саввы Мамонтова и его же частной оперы, среди участников которых были Виктор Васнецов и Василий Поленов, Михаил Врубель и Михаил Нестеров. А ключевой мастер модерна Федор Шехтель большинство своих шедевров создал по заказу братьев Рябушинских — одной из крупнейших предпринимательских династий Москвы.
При этом модерн в Москве очень разный. Одни архитекторы вдохновлялись французскими или австрийскими образцами, другие — стремились создать специфически русский стиль и переосмысляли средневековую архитектуру, третьи — создавали строгую, рациональную архитектуру, предвосхищающую весь XX век. В нашем маршруте мы разберем ключевые произведения модерна и познакомимся с его стилевым разнообразием.
Протяженность маршрута: 12 км
Предпочтительный способ передвижения: велосипед
- Особняк и доходный дом З.А. Перцовой
- Особняк К.А. Гутхейля
- Особняк М.Ф. Якунчиковой
- Особняк С.У. Соловьева
- Особняк С.П. Рябушинского
- Скоропечатня А.А. Левенсона
- Типография «Утро России»
- Мастерские Строгановского училища
- Гостиница «Метрополь»
- Торговый дом Московского купеческого общества
- Дома Северного страхового общества
- Покровский собор Марфо-Мариинской обители