Типография «Утро России»


Большой Путинковский пер., 5

1907-1909, Ф. Шехтель

 

Еще одна типография, созданная по проекту Федора Шехтеля. Комплекс устроен так же, как и скоропечатня Левенсона: в глубине участка стоит производственный корпус, на красной линии Страстного бульвара — редакционно-издательский.

 

Типография газеты «Утро России»: здание архитектора Шехтеля

 

Заказчиком стал один из братьев Рябушинских — Павел Павлович (напомним, недавно на нашем маршруте был особняк Степана Павловича). Помимо семейного бизнеса Павел Рябушинский занимался политикой. В его доме на Пречистенском бульваре проходили «Экономические беседы» с представителями либеральной профессуры, целью которых была выработка экономической программы развития страны. Итогом бесед стало появление двухтомника «Великая Россия. Сборник статей по военным и общественным вопросам». Газету «Утро России» Павел Павлович создал как рупор партии «октябристов» и фракции «прогрессистов» в Государственной Думе.

 

Для «прогрессиста» Павла Рябушинского Шехтель создал крайне прогрессивную архитектуру. Давайте рассмотрим редакционный корпус. Стены лишены декора и облицованы однотонным кабанчиком. Главный акцент — панорамные окна, отражающие офисную функцию здания. Аттик украшен шрифтовой композицией.

 

Такой строгий стиль, отказывающийся от декора и создающий образ здания через выявление его функциональных и конструктивных особенностей, называют рациональным модерном.

 

Рациональность, конструктивность, функциональность — одни из важнейших понятий в словаре модерна. Вспомните цитаты из Отто Вагнера, приведенные во вступлении. А чтобы убедиться, что об этом думали не только австрийские, но и русские архитекторы — вот слова петербургского архитектора Владимира Апышкова:

 

Модерн... это здоровая, рациональная архитектура, отвергающая все излишнее, а необходимому сообщающая художественную форму, свободную от увражных влияний.

 

Увраж — роскошное, богато иллюстрированное художественное издание. В данном случае имеются в виду архитектурные увражи с рисунками и обмерами исторических или современных зданий, из которых архитекторы той эпохи часто перерисовывали детали в свои проекты.