Станция метро «Площадь Революции»


1935-1938, А. Душкин, скульптор М. Манизер

 

Алексей Душкин — один из ключевых архитекторов московского метро. Тридцатилетним начинающим архитектором он пришел на первую очередь, где создал такую яркую станцию, как «Кропоткинская». В дальнейшем вся его жизнь будет связана с транспортом — он станет главным архитектором «Метропроекта» и «Метростроя», а позже возглавит архитектурную мастерскую Наркомата путей сообщения. На его счету такие шедевры, как «Маяковская» и «Новослободская» (обе эти станции тоже вошли в наш маршрут).

 

Как Душкин решает проблему станции глубокого заложения? Во-первых, он облегчает свод, но оформляет его не кессонами, как на предыдущих увиденных нами станциях, а стилизованными готическими нервюрами. Для Душкина вообще характерно обращение к необычным первоисточникам. Когда большинство архитекторов метро смотрит на классику, он использует элементы и готики, и египетской архитектуры («Кропоткинская» и «Автозаводская»), и даже барокко («Маяковская»).

 

Проект станции метро «Площадь Революции»

Проект станции метро «Площадь Революции»

 

Для того чтобы в полной мере понять задумку архитектора, надо обратиться к первоначальному проекту станции. Душкин всегда мастерски работает со светом. Им были задуманы прожекторы в основании пилонов, меж двух архивольт. Лучи, направленные снизу вверх прямо на нервюры, создали бы сложный светотеневой рисунок на своде. Увы, эту задумку не удалось реализовать.

 

Как и другие архитекторы, с которыми мы уже познакомились, Душкин расчленяет, зрительно сужает массивные пилоны. Но делает он это весьма остроумным способом: накладывает на белые стены контрастные ложные архивольты темно-красного цвета. У зрителя создается полная иллюзия, что проемы широкие, а пилоны узкие.

 

Станциия метро «Площадь Революции». Центральный зал

Станциия метро «Площадь Революции». Центральный зал

 

По первоначальной задумке Душкина, пазухи между этими ложными архивольтами и проемами должны были быть оформлены бронзовыми барельефами на тему различных революций в истории человечества. Ар-деко — стиль, тяготеющий к плоскостности, для него характерно использование барельефов в противовес круглой скульптуре. Выполнить их было поручено скульптору Матвею Манизеру, который настоял на круглой скульптуре. Руководство приняло позицию скульптора. Душкин писал в своих мемуарах: «Я не мог больше влиять на ваятелей и на начальников и морально проиграл, но все же был обязан дорабатывать архитектуру станции».

 

Станция метро «Площадь Революции». Скульптуры

Станция метро «Площадь Революции». Скульптуры

 

Советские острословы сочиняли о станции анекдоты: «Вот они — советские люди! Все либо сидят, либо стоят на коленях». А вот вождю скульптуры понравились: «На эту станцию при открытии прибыл генеральный секретарь И. В. Сталин, одобрил, ходил быстро вокруг скульптур и говорил «как живые, как живые» с грузинским акцентом...», — писал Душкин.

 

Интересная деталь: бронзовые стрелки с надписями «Выход в город» — старейшие указатели в московском метро.