Жилой дом в Весковском переулке


Весковский переулок, 3

1990-1996, А. Меерсон

 

Андрей Меерсон — архитектор еще модернистской эпохи. На его счету — «Дом на ножках» на Беговой и жилой комплекс «Лебедь» на Ленинградском шоссе. В этих образцовых произведениях брутализма (если вы не знаете, что это такое, значит, вы еще не прошли наш маршрут «Московский модерн») уже проглядывают элементы игры в историю, эдакого раннего постмодернизма. Например, «Дом на ножках» — это образцовый замок в броне уложенных друг на друга внахлест железобетонных панелей, с башнями лестничных клеток, выполненных будто бы из крупных каменных квадр. Эту ассоциацию уточняют арочные проемы подъездов и двери с крупными петлями и ручками-кольцами.

 

Жилой дом в Весковском переулке. Входная группа

Жилой дом в Весковском переулке. Входная группа

 

В новой России Меерсон предпочел работать в духе историзма — и делал это, на мой взгляд, скучно, но качественно. В начале 2000-х его бюро выстроило гостиницу «Арарат Hyatt» на Неглинной в духе ереванской сталинской неоклассики с национальными мотивами. В 2006 году был завершен Ritz Carlton на Тверской, подхватывающий эклектические мотивы соседнего «Националя».

 

Символично, что Ritz построили на месте образцовой модернистской призмы гостиницы «Интурист». Меерсон своим жестом как бы перечеркивал модернизм — если уж не в Москве, то, по крайней мере, в своем творчестве. Архитектор Феликс Новиков (см. «Дворец пионеров» и «Даниловский рынок») привел в своих мемуарах такую эпиграмму на Меерсона, сочиненную по случаю завершения Ritz'а:

 

Он был когда-то модернистом,

И стилистически был чистым,

Но гнался он за модой истово,

И сделался поЦмодернистом.

 

Жилой дом в Весковском переулке: архитектура и история создания

 

Дом в Весковском — первая крупная работа Меерсона в новой России. Его строительство пришлось на трудное время начала 1990-х, поэтому качество материалов и исполнения деталей не на том уровне, который мы привыкли видеть в следующих работах архитектора. Эти самые детали и материалы выдают современную постройку. Но если бы не это, дом вполне мог бы сойти за среднестатистический доходник эпохи модерна. Он хорошо вписан в угловой участок, и откликается на его форму необычным изгибом на углу. К модерну отсылают криволинейные формы эркера и карниза, сочетание облицовочного кирпича и белых штукатурных деталей.

 

Несложно ответить на вопрос, почему один из первых элитных домов постсоветской Москвы стилизован под модерн. Это была последняя эпоха в истории нашей страны, когда красивое и комфортное жилье строилось не для номенклатуры, а для буржуазии. Модерн прочно ассоциировался с той самой «Россией, которую мы потеряли».