Калашный пер., 2/10
1912-1925, Н. Струков, В. Цветаев
За звучным сокращением Моссельпром скрывается трест Московского совета народного хозяйства, который объединял мукомольные, кондитерские и шоколадные фабрики, пивоваренные заводы и табачные предприятия. Среди прочих в него входили известные вам кондитерские фабрики «Красный Октябрь» (бывшее «Товарищество Эйнем»), «Им. П. А. Бабаева» (бывшее «Товарищество Абрикосов и сыновья»); пивоваренные заводы № 1 (бывшее «Трехгорное товарищество») и № 2 (бывший «Хамовнический»).
Дом Моссельпрома
Будучи крупнейшей государственной организацией оптово-розничной торговли Москвы в 1920-1930-е, Моссельпром стал и основным заказчиком рекламы. Это быстро превратило его в притчу во языцех. Придуманный Маяковским слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме!» стал крылатой фразой. В повести Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский покупает в моссельпромовском «дрянном магазинишке» колбасу для Шарика, который комментирует покупку: «Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме».
В 1924 году на советские экраны выходит фильм «Папиросница от Моссельпрома». В столовую Моссельпрома «после недолгих уговоров» приводит Киса Воробьянинов Лизу в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». В общем, организация знатная. Да и дом они получили примечательный.
Дом Моссельпрома. Лестничная клетка
Доходный дом купца Титова на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков начал строить еще в 1912 году архитектор Николай Струков. Из-за спешки в строительстве одна из стен уже возведенного здания обрушилась. А впоследствии из-за трудностей военного времени сумели выстроить корпуса, выходящие на Малый Кисловский и Калашный переулки, а на углу было выведено только пять этажей.
В 1923 году здание отвели под склады и конторы Моссельпрома. В следующие два года по проекту инженера Владимира Цветаева (кстати, кузена известной поэтессы) здание надстроили двумя этажами и угловой башней. Меж ее зубцов располагались вывески и часы.
Однако, главной изюминкой дома стало его своеобразное художественное оформление. Его выполнили художники-конструктивисты Александр Родченко и Варвара Степанова. Давайте взглянем на торец дома, выходящий в Малый Кисловский переулок. Здесь во всю стену вытянулось панно с наименованиями и изображениями продукции треста и трижды повторенным слоганом Маяковского. И на торце, и на главных фасадах Родченко использует разработанные им геометричные шрифты без засечек, которые у нас сегодня однозначно ассоциируются с авангардом.
Такой прием — интеграцию текста в оформление здания — мы с вами встречали и в модерне (см. статью о гостинице «Метрополь» в маршруте «Московский модерн»). Как видим, архитекторы и художники авангарда подхватывают и развивают эту идею.
И панно, и оформление фасадов было утрачено в 1930-е годы, когда Моссельпром закрыли и дом превратили в жилой. То, что вы видите сейчас, — воссоздание оригинального облика, выполненное в 1997 году по проекту архитектора и искусствоведа Елены Овсянниковой.