Клуб имени Зуева


Лесная ул., 18

1927-1929, И. Голосов

 

От хлеба — к зрелищам! Рабочий клуб — еще один очень важный тип здания эпохи НЭПа. В каком-то смысле они должны были заменить собой церковь и стать не только местом проведения досуга, но и центрами воспитания рабочих в коммунистическом ключе, кузницей советского человека.

 

Бренсон Доку. Клуб имени Зуева. 1931

Бренсон Доку. Клуб имени Зуева. 1931

 

Обратимся к «Примерному положению о рабочем клубе», созданному в 1925 году:

 

Рабочий клуб, являясь центром союзной культуры, ставит себе следующие цели и задачи:

 

  1. Политическое воспитание рабочих масс... оформление революционно-классового самосознания рабочих...
  2. Удовлетворение культурно-бытовых запросов рабочих, их объединение вокруг профсоюза...
  3. Физическое оздоровление пролетариата путем развития массовой физкультуры и спорта.

 

Как видим, политическое воспитание и оформление революционно-классового самосознания рабочих стоит на первом месте. И только потом — культурно-бытовые запросы и физическое оздоровление.

 

Клубы создаются по всей стране, в 1928 году их уже насчитывалось около четырех тысяч. В основном под них использовались существующие здания, часто — церкви. Но богатые организации, вроде столичных профсоюзов, позволяли себе строить и отдельные здания клубов.

 

Клуб имени Зуева. Главный фасад

Клуб имени Зуева. Главный фасад

 

Московский союз коммунальных рабочих построил себе даже несколько клубов в разных частях города. Для поиска лучшего проекта клуба имени Зуева был устроен конкурс, в котором столкнулись Константин Мельников и Илья Голосов. Мельников предложил необычную идею пяти врезанных друг в друга цилиндров (вспомните его собственный дом), которые могли бы отделяться друг от друга раздвижными перегородками и превращаться в отдельные зрительные залы. Судя по всему, идея показалось членам жюри слишком фантастической — и они выбрали проект Голосова. Сам Мельников патетически описал этот конкурс в своих воспоминаниях:

 

Но нас — претендентов — было двое, и два объекта, и решили в проект Ильи Голосова ввести цилиндр, который и сейчас одиноко звучит декоративным соло. Так поступили люди, хорошие люди, но Архитектура не простила им растерзанной идеи и вернулась ко мне в блестящем дуэте нашего дома.

 

При всем уважении к таланту Константина Степановича, нам трудно согласиться с его оценкой конкурента. Цилиндр Голосова совсем не декоративен. Илья Александрович Голосов еще с начала 1920-х разрабатывал «теорию построения архитектурных организмов», размышляя об оптимальном сочетании геометрических тел друг с другом. Сложная композиция клуба имени Зуева, в которой доминирует стеклянный цилиндр, как бы «прорезающий» каменный параллелепипед — одна из самых сложных и при этом гармоничных в архитектуре советского авангарда.

 

Клуб имени Зуева в Москве: история и архитектура

 

Цилиндр полностью остеклен. Это не случайно. Один из важнейших принципов архитектуры авангарда — движение пространства. Пространство не должно встречать преград в виде стен. Движение было одним из ключевых понятий в словаре авангарда. Улица, пешеходы, трамваи, соседние дома — все это вторгалось в интерьеры клуба через стеклянные стены-экраны. В вечернее время, наоборот, посетители клуба, снующие вверх и вниз по лестнице, становились актерами архитектурного спектакля, обозреваемого с улицы.

 

Клуб и сегодня используется по назначению. Здесь свои знаменитые спектакли — «День радио», «День выборов» и «О чем говорят мужчины» — играет театральный коллектив «Квартет И».