Особняк М.Ф. Якунчиковой


Пречистенский пер., 10

1899-1900, Вильям Валькот

 

По соседству с особняком Гутхейля расположился и второй (а точнее — первый по времени завершения строительства) особняк, выстроенный Московским торгово-строительным акционерным обществом по проекту Вильяма Валькота.

 

Особняк М.Ф. Якунчиковой

Особняк М.Ф. Якунчиковой

 

Давайте посмотрим на композицию особняка Якунчиковой, то есть на его форму и соотношение частей. Какая она? В голову приходят такие эпитеты, как асимметричная, свободная. Это позволит нам понять одну из важнейших особенностей модерна.

 

До модерна композиция здания была задана каноном. Скажем, городской особняк обычно представлял собой кирпичный параллелепипед, парадным фасадом выходящий на красную линию улицы. Фасад оформлялся симметрично. А вот как там внутри расположатся помещения — это уже было дело второе.

 

Особняк М.Ф. Якунчиковой. Фрагмент фасада

Особняк М.Ф. Якунчиковой. Фрагмент фасада

 

Модерн предлагает принципиально иной подход. Сначала архитектор компонует здание из комнат, исходя из потребностей заказчика. И в зависимости от этого получается композиция здания. Этот принцип называют проектированием «изнутри — наружу».

 

Такая композиция не только функциональна (то есть удобна для жильца и оптимальна с точки зрения строительных расходов), но и создает особый художественный образ. Особняк Якунчиковой лишен статики. В глазах рассматривающего он постоянно пребывает в движении. Такой динамический образ отвечает духу ХХ века — века техники и скоростей.

 

Как и в соседнем особняке Гутхейля, Валькот сочетает здесь австрийские строгие, геометричные, рубленые формы и мягкую пластику французского ар-нуво — рокайльные завитки в картуше над входом и изящные женские головки на пилонах ворот.

 

Особняк М.Ф. Якунчиковой. Скульптурные украшения ворот

Особняк М.Ф. Якунчиковой. Скульптурные украшения ворот

 

Еще одна любопытная деталь — керамические панно в подоконных филенках. Они выполнены из разнообразной по цвету плитки, созданной на заводе «Абрамцево» в Бутырках по эскизам Михаила Врубеля.

 

Дом купила художница Мария Якунчикова, племянница Саввы Мамонтова. Мария Федоровна и сама была активным деятелем русского модерна. Вместе с женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной она открыла на Петровке «Магазин русских изделий», в котором принимались заказы на изготовление предметов и вещей художественно-кустарного промысла. В Тамбовской губернии она организовала швейную и вышивальную мастерские, в которых, в том числе и по ее образцам, изготавливались художественные вышивки и кружева, а также женские платья и наряды. Продукция ее мастерских получила орден на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году.

 

Сегодня особняк, как и все, что пока встретились нам на пути, принадлежит Управлению по дипкорпусу МИДа.