ул. Дм. Ульянова — пр-т 60-летия Октября — ул. Гримау — ул. Шверника
1956-1959, Н. Остерман, Г. Павлов и др.
Существует мнение, что индустриальное домостроение в нашей стране внедрил Никита Хрущев. Оно несколько преувеличено. Давайте погрузимся в историю вопроса. Уже с конца 1920-х годов в Москве шли эксперименты по строительству крупноблочных домов — то есть собранных из больших железобетонных блоков заводского изготовления. Первым был Дом милиции на Большой Полянке, построенный в 1927-1929 годах, в конце 1930-х появилось еще два дома в начале Полянки и, наконец, знаменитый «Ажурный дом» Андрея Бурова на Ленинградском проспекте.
В 1943-1944 году, после ряда опытов, в городе Березовском Свердловской области открыли завод по производству железобетонных панелей (от блоков они отличаются тем, что имеют высоту уже в целый этаж), из которых в 1945 году на Урале начали возводить дома. В 1948 году первый каркаснопанельный дом построили в Москве на Соколиной горе. В том же году начинается строительство целых районов таких домов на Хорошевском шоссе и Песчаных улицах, продолжавшееся до середины 1950-х годов. Скорость возведения одного десятиэтажного дома была уменьшена до двух месяцев.
В это же время архитектор Натан Остерман разработал конструкцию бескаркасного крупнопанельного дома (то есть собранного из одних только панелей, которые сами образуют жесткую конструкцию) и выстроил первый такой дом на Маршала Бирюзова в 1955 году. Он же возглавил мастерскую созданного в 1951 году Специального архитектурно-конструкторского бюро, задачей которого был перевод Москвы на рельсы индустриального домостроения.
9-й микрорайон Новых Черемушек. Панельные дома
Как видите, еще в сталинские годы в Москве и СССР появились и блочные, и панельные дома и была создана инфраструктура для их проектирования и строительства. Хрущев продолжил эту работу и сделал на ней большую ставку в своей, как бы мы сейчас сказали, PR-кампании. В конце 1950-х одно за другим выходят постановления ЦК партии, направленные на развитие индустриального домостроения, а строительство панельного жилья носит уже не экспериментальный, а массовый характер — с 1956 года один за другим вырастают огромные жилые массивы в Кузьминках и Черемушках.
9-й микрорайон Новых Черемушек стал опытно-показательным — здесь проверялись новые принципы комплектации и планировки квартала, его благоустройства и ландшафтного оформления, типы домов, новые конструкции и материалы, планировки квартир, образцы сантехнического оборудования и встроенной мебели.
На площадь Хо Ши Мина выходят три восьмиэтажные крупноблочные башни — они создают своеобразные «пропилеи» микрорайона и рифмуются с позднесталинскими восьмиэтажками на другой стороне улицы. Остальные дома в четыре этажа имеют разные конструкции: кирпичные, блочные, крупнопанельные.
Дома стоят с отступом от красной линии и защищены от шума дороги зелеными насаждениями. Дворы — тихие, замкнутые «каре». Их озеленение было сделано по последней моде — деревья и кустарники образовывали живописные группы в окружении газонов. Территория дворов делилась на зоны тихого отдыха и более шумные, предназначенные для детских игр и занятий спортом. На самой большой игровой площадке был устроен плескательный бассейн, сегодня превращенный в декоративный фонтан.
В 9-м микрорайоне была предусмотрена богатая инфраструктура: два продовольственных магазина и универмаг с комбинатом бытового обслуживания, столовая с закусочной и кулинарией, кинотеатр «Ракета» (ныне снесен), ясли, детский сад и школа, районная АТС.
Квартиры были спроектированы малогабаритными, высота потолков составляла 2,7 метра — это самый низкий стандарт с момента прихода советской власти. Санузлы были совмещенными, с укороченной или сидячей ванной. Однако мы с вами хорошо знаем, что люди переселялись в хрущевки из бараков и коммуналок, поэтому эти условия казались более чем приемлемым решением жилищного кризиса не только государству, но и самим жильцам.
Совокупность малоэтажной застройки, качественного озеленения и развитой инфраструктуры и сегодня делает 9-й микрорайон удобным для жизни и для прогулок (не премините прогуляться сквозь него к нашей следующей точке). С 9-м соседствуют 10-й, 11-й и 12-й экспериментальные микрорайоны, а в целом название бывшей московской деревни Черемушки стало именем нарицательным и распространилось на районы хрущевской застройки во многих городах Союза. Немало способствовала этому оперетта Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки», а еще больше — снятый по ней фильм Герберта Раппопорта. Настоятельно рекомендуем вам его посмотреть, чтобы лучше понять, каким символическим смыслом были наполнены для наших совсем еще недавних предков эти дома.