Арка Северного входа ВДНХ


1939, Л. Поляков, скульптор Г. Мотовилов

 

Пройдя скульптуру «Рабочий и колхозница» в 1939 году, мы оказались бы на большой площади перед главным входом на выставку. Теперь на ее месте разместились 70-й и 75-й павильоны, и арка бывшего главного входа превратилась в арт-объект. Глядя на него, давайте разберемся, почему главный вход располагался в столь неочевидном с сегодняшней точки зрения месте.

 

Первым главным архитектором выставки был Вячеслав Олтаржевский. Он немного знаком тем из вас, кто прошел наш маршрут «Разобраться в московском модерне», как соавтор Ивана Рерберга по проекту дома Северного страхового общества на Ильинке. Вместе они создали и Киевский вокзал в Москве. В 1923 году Олтаржевский был заместителем главного архитектора Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (главным архитектором был Алексей Щусев). Строительство ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, позже стала ВДНХ - выставкой достижений народного хозяйства) в 1936 году возглавили те же люди, что и выставки 1923 года — вот они и пригласили своего бывшего коллегу. Был в биографии Олтаржевского и весьма необычный для советского архитектора эпизод — с 1924 по 1935 год он был в командировке в США, где вел архитектурную практику и построил несколько зданий.

 

Барельефы на трехпролетной арке Северного входа

Барельефы на трехпролетной арке Северного входа

 

Олтаржевский составил первый генеральный план ВСХВ, выполнил проекты главного входа и нескольких павильонов. После того как выставку не сумели открыть в 1937 году, полетели головы руководства. Были арестованы и расстреляны нарком земледелия Михаил Чернов, его заместитель Александр Муралов и начальник строительства выставки Исаак Коросташевский. Следующим козлом отпущения стал Олтаржевский — в основном обвинения крутились вокруг того, что ансамблю недоставало парадности и торжественности. Архитектор пал жертвой поменявшихся за это время вкусов руководства страны. В 1938 году он был арестован и сослан в Воркуту.

 

Новым главным архитектором выставки был назначен по совместительству главный архитектор Москвы Сергей Чернышев. Уже построенные павильоны большей частью сломали и выстроили по новым проектам. Та же участь постигла и спроектированный Олтаржевским главный вход, представлявший собой эдакие модернистские пропилеи. Однако генеральный план открывшейся в 1939 году выставки в основных чертах совпадал с первоначальным, составленным опальным архитектором. За аркой главного входа разворачивалась главная аллея, которая вела к главному павильону со Стелой конституции.

 

Итак, входную группу Олтаржевского сломали. Новую построил Леонид Поляков. Тем из вас, кто прошел наш маршрут «Архитектура московского метро», он знаком как один из авторов станции метро «Театральная». Наряду со станциями метро второй очереди, арка главного входа на ВСХВ стала одной из его первых осуществленных построек.

 

Арка главного входа на ВСХВ. 1940-е годы

Арка главного входа на ВСХВ. 1940-е годы

 

Архитектурный облик ВСХВ образца 1939 года представлял собой мозаику творческих методов, существовавших в советской и мировой архитектуре конца 1930-х годов. Одни архитекторы использовали мотивы национальной архитектуры России и союзных республик, другие работали в духе неоклассики, большинство же использовали приемы модного во всем мире стиля ар-деко. Тут надо вспомнить, что в 1933-1934 годах прошла Всемирная выставка в Чикаго, фотографии которой публиковались в советской архитектурной прессе. В 1937 году, в разгар проектирования ВСХВ, Советский Союз участвовал во Всемирной выставке в Париже. А открылась ВСХВ через три месяца после начала Всемирной выставки в Нью-Йорке, на которой тоже был советский павильон.

 

Схема ВСХВ 1939 г.

Схема ВСХВ 1939 г.

 

В своем проекте входа на ВСХВ Леонид Поляков обыгрывал мотив триумфальной арки. Классическая триумфальная арка имеет мощный антаблемент, а порой и аттик. Арка Полякова верхней частью растворяется в небе. Ее центральный, главный пролет — по-авангардистски чистая тонкая дуга. Два боковых пролета, напротив, массивные, подобно пилонам вавилонских ворот Иштар. В продолжение архаической восточной тематики они украшены обелисками и барельефами. Такая переработка архаических мотивов — любимая черта ар-деко.

 

Рельефы работы Георгия Мотовилова оформляли не только архивольты (золотистый растительный орнамент) и обелиски, но и боковые поверхности центрального проема. При очевидности тематики — механизация труда, растениеводство и животноводство — их отличала характерная для ар-деко условная, орнаментальная манера исполнения. К сожалению, они не дошли до наших дней.