ул. Большая Ордынка, 34
1908-1912, А. Щусев
Мы начали наш маршрут с русского стиля и им же завершаем. Марфо-Мариинская обитель — это женский монастырь, основанный великой княгиней Елизаветой Федоровной, тетей последнего императора России Николая II. В 1905 году в семье ее случилось несчастье — революционер-террорист Каляев убил ее мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Елизавета Федоровна решила посвятить остаток жизни служению Богу и благотворительности. Продав часть своих драгоценностей, она приобрела обширную купеческую усадьбу на Ордынке и заложила здесь обитель.
Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Западный фасад
Служившие в обители сестры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении времени могли создать семью и быть свободными от прежних обязательств. При обители существовали приют для девочек-сирот и воскресная школа, бесплатная больница и приют для больных чахоткой, столовая для бедных и дешевые квартиры для девушек, работающих на фабриках. В годы Первой мировой войны в обители работал госпиталь для тяжелораненых.
Главный храм обители, Покровский собор, пригласили строить архитектора Алексея Щусева. Карьера Щусева началась нетипично для его времени — едва ли не первой его работой была бережная реконструкция Васильевской церкви XII века в Овруче в современной Украине. Вслед за этим он создал несколько ярких построек в русском модерне — церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле и Спасскую церковь в Натальевке под Харьковом. Наряду с Сергеем Малютиным, с которого мы начали наш маршрут, Щусева можно считать одним из родоначальников русского модерна.
Покровский собор — одна из самых детально проработанных и сложных по программе построек этого стиля. Как и многие другие храмы русского модерна, Покровский собор отсылает нас, прежде всего, к средневековой новгородско-псковской архитектуре с ее массивными глухими белеными стенами. Из Пскова пришли изящно вытянутые «каплевидные» маковки куполов и звонницы — стенки с колоколами вместо отдельно стоящей колокольни. Кирпичные выкладки на фасадах похожи на новгородские.
Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Фрагменты фасада
С другой стороны, перспективные порталы и белокаменная резьба — приметы владимирско-суздальской архитектурной традиции. В общем, храм получился прямо-таки энциклопедией русской архитектуры.
При всем при этом мы видим, что храм современный. Он не копирует средневековые образцы буквально, а перерабатывает их, сохраняя дух эпохи модерна. Модерн чувствуется в изящном силуэте куполов, в имеющих разную кривизну арках портала, рельефах ангелов над входом и прихотливо стилизованных декоративных деталях.
Как это часто бывает в модерне, храм деликатно и точечно украшен произведениями искусства. На северной стене смонтировано рельефное распятие работы Сергея Коненкова. Над западным входом — мозаичное изображение Спаса Нерукотворного, созданное по эскизам Михаила Нестерова в мастерской петербургского мозаичиста Владимира Фролова.
Марфо-Мариинская обитель. Ворота
Давайте войдем в храм. Интерьеры его расписаны тем же Михаилом Нестеровым. Первым делом нас встречает большое панно на стене, отделяющей трапезную от храма. Его сюжет — обремененная и страдающая Русь, идущая навстречу Христу. В самом храме — программные росписи о встрече Христа с Марфой и Марией — небесными покровителями обители.
В этом чудесном тихом уголке на крупной центральной магистрали мы завершаем наш маршрут. Как известно, в искусстве человечество выражает свое время, свои убеждения и мечты, свое представление о красоте и правде. Удивительная для России эпоха рубежа веков с ее расцветом культуры и науки, экономики и общества воплотилась в том числе в зданиях в стиле модерн. Гуляя по Москве и любуясь этими домами, вспомните о выдающихся людях — предпринимателях и инженерах, преподавателях и ученых, благотворителях и общественных деятелях, художниках и архитекторах — которые во многом создали то, что мы называем русской культурой.