1949-1954, И. Петров, И. Куприянов, Т. Басенов.
Воссоздан в 2017-2019 годах
Площадь Колхозов (ныне площадь Дружбы народов) — сердце выставки, здесь разместили республиканские и региональные павильоны. Осмотрев Центральный павильон, посетитель ВСХВ попадал сюда. По левую руку располагались павильоны Северного Кавказа, прибалтийских республик, Молдавии, Казахстана, Грузии, Армении, Азербайджана, Поволжья, Белоруссии. По правую — павильоны РСФСР, Сибири, Карелии, Узбекистана, Дальнего Востока, Урала, Ленинграда, Московской, Рязанской и Тульской областей. Замыкал перспективу площади павильон Украины.
Рассказать о каждом из них нам не позволит формат ни одной статьи. Поэтому мы решили поговорить о наиболее примечательных павильонах как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения того, как в них отразилась непростая история выставки.
Павильон «Казахстан» — один из самых многострадальных. Еще до войны он строился и перестраивался трижды. Последняя его версия, созданная в 1940 году, была довольно любопытным произведением в духе ар-деко и своим ступенчатым силуэтом напоминала павильон СССР на Всемирной выставке 1937 года.
Павильон Казахской ССР, И. Петров, И. Халин, 1940
Во время реконструкции выставки в 1950-е павильон выстроили заново. Авторы создали собирательный образ архитектуры Средней Азии. Отсюда два главных акцента: купол и портал.
Вход в павильон отмечали три стрельчатых портала, облицованных, подобно медресе и мечетям Востока, глазурованной керамической плиткой.
Купол над вводным залом павильона был остроумным сочетанием истории и современности. Прежде всего, это зенитный фонарь — перекрытие в виде металлического каркаса, заполненного стеклом. Прием вполне современный.
Однако он был стилизован в духе среднеазиатской архитектуры. Как и в мавзолеях, мечетях и медресе, купола два: наружный и внутренний. Наружный имел характерный для Востока ломаный, стрельчатый силуэт. Внутренний имел сложное очертание, напоминающее тромпы — конструктивные элементы каменных купольных конструкций. Он был заполнен оргстеклом с орнаментальной росписью, пропуская свет, но при этом напоминая расписанные золотом интерьеры торжественных восточных мавзолеев, вроде Гур-Эмир в Самарканде.
Может быть, у вас возник вопрос, отчего это я говорю о деталях павильона в прошедшем времени? Дело вот в чем: то, что вы видите перед собой сегодня, — результат воссоздания этого павильона в 2017-2019 годах.
Вскоре после завершения реконструкции выставки, с приходом к власти Никиты Хрущева, ее ждали новые перемены. В 1956 году она была разделена на сельскохозяйственную и промышленную. А уже через два года сельскохозяйственная, промышленная и строительная (она располагалась в Хамовниках) выставки были объединены в Выставку достижений народного хозяйства. Вот тут-то и родилась знаменитая аббревиатура — ВДНХ.
Выставка теперь строилась по отраслевому принципу. Региональные и республиканские павильоны переименовали. Павильон Казахской ССР стал называться «Металлургией». Более того — многие павильоны реконструировали в духе архитектуры модернизма (о том, что это, см. маршрут «Московский модерн»). «Металлургия» была надстроена и получила фасад из шлакоситалла (стекла, сваренного на основе металлургических шлаков) с вертикальными тягами из нержавеющей стали. Фасад довольно остроумно отражал назначение павильона.
Проект реконструкции павильона «Металлургия»
Увы, на этом злоключения павильона не закончились. Во время текущей реконструкции он был воссоздан в формах 1954 года. Пользуясь случаем, замечу, что событие это мною было воспринято с грустью. И не потому, что модернистский павильон мне нравился больше сталинского. Это дело вкуса. Мне грустно оттого, что мы так наплевательски относимся к истории. «Металлургия» представляла собой удивительный палимпсест. Это сложное слово означает наложение слоев. В этом павильоне отразились и настроения поздней сталинской эпохи, и оттепельной. Он хранил на себе отпечаток шестидесяти лет истории. Грустно, когда историю стирают и откатывают нас назад.