Павильон «Казахстан» на ВДНХ


1949-1954, И. Петров, И. Куприянов, Т. Басенов.

Воссоздан в 2017-2019 годах

 

Площадь Колхозов (ныне площадь Дружбы народов) — сердце выставки, здесь разместили республиканские и региональные павильоны. Осмотрев Центральный павильон, посетитель ВСХВ попадал сюда. По левую руку располагались павильоны Северного Кавказа, прибалтийских республик, Молдавии, Казахстана, Грузии, Армении, Азербайджана, Поволжья, Белоруссии. По правую — павильоны РСФСР, Сибири, Карелии, Узбекистана, Дальнего Востока, Урала, Ленинграда, Московской, Рязанской и Тульской областей. Замыкал перспективу площади павильон Украины.

 

Рассказать о каждом из них нам не позволит формат ни одной статьи. Поэтому мы решили поговорить о наиболее примечательных павильонах как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения того, как в них отразилась непростая история выставки.

 

Павильон «Казахстан» — один из самых многострадальных. Еще до войны он строился и перестраивался трижды. Последняя его версия, созданная в 1940 году, была довольно любопытным произведением в духе ар-деко и своим ступенчатым силуэтом напоминала павильон СССР на Всемирной выставке 1937 года.

 

Павильон Казахской ССР, И. Петров, И. Халин, 1940

Павильон Казахской ССР, И. Петров, И. Халин, 1940

 

Во время реконструкции выставки в 1950-е павильон выстроили заново. Авторы создали собирательный образ архитектуры Средней Азии. Отсюда два главных акцента: купол и портал.

 

Вход в павильон отмечали три стрельчатых портала, облицованных, подобно медресе и мечетям Востока, глазурованной керамической плиткой.

 

Купол над вводным залом павильона был остроумным сочетанием истории и современности. Прежде всего, это зенитный фонарь — перекрытие в виде металлического каркаса, заполненного стеклом. Прием вполне современный.

 

Однако он был стилизован в духе среднеазиатской архитектуры. Как и в мавзолеях, мечетях и медресе, купола два: наружный и внутренний. Наружный имел характерный для Востока ломаный, стрельчатый силуэт. Внутренний имел сложное очертание, напоминающее тромпы — конструктивные элементы каменных купольных конструкций. Он был заполнен оргстеклом с орнаментальной росписью, пропуская свет, но при этом напоминая расписанные золотом интерьеры торжественных восточных мавзолеев, вроде Гур-Эмир в Самарканде.

 

Может быть, у вас возник вопрос, отчего это я говорю о деталях павильона в прошедшем времени? Дело вот в чем: то, что вы видите перед собой сегодня, — результат воссоздания этого павильона в 2017-2019 годах.

 

Павильон «Казахстан» на ВДНХ

 

Вскоре после завершения реконструкции выставки, с приходом к власти Никиты Хрущева, ее ждали новые перемены. В 1956 году она была разделена на сельскохозяйственную и промышленную. А уже через два года сельскохозяйственная, промышленная и строительная (она располагалась в Хамовниках) выставки были объединены в Выставку достижений народного хозяйства. Вот тут-то и родилась знаменитая аббревиатура — ВДНХ.

 

Выставка теперь строилась по отраслевому принципу. Региональные и республиканские павильоны переименовали. Павильон Казахской ССР стал называться «Металлургией». Более того — многие павильоны реконструировали в духе архитектуры модернизма (о том, что это, см. маршрут «Московский модерн»). «Металлургия» была надстроена и получила фасад из шлакоситалла (стекла, сваренного на основе металлургических шлаков) с вертикальными тягами из нержавеющей стали. Фасад довольно остроумно отражал назначение павильона.

 

Проект реконструкции павильона «Металлургия»

Проект реконструкции павильона «Металлургия»

 

Увы, на этом злоключения павильона не закончились. Во время текущей реконструкции он был воссоздан в формах 1954 года. Пользуясь случаем, замечу, что событие это мною было воспринято с грустью. И не потому, что модернистский павильон мне нравился больше сталинского. Это дело вкуса. Мне грустно оттого, что мы так наплевательски относимся к истории. «Металлургия» представляла собой удивительный палимпсест. Это сложное слово означает наложение слоев. В этом павильоне отразились и настроения поздней сталинской эпохи, и оттепельной. Он хранил на себе отпечаток шестидесяти лет истории. Грустно, когда историю стирают и откатывают нас назад.