Павильон «Украина» на ВДНХ


1949-1954, А. Таций

 

Первый павильон Украинской ССР построил в 1937 году украинский архитектор Алексей Таций. После войны его разобрали и провели конкурс на новый. В нем вновь побеждает Таций. Любопытно, что его второй павильон очень похож на первый. Главное отличие — в композиции. Таций как бы наращивает свой старый проект башней со шпилем, создавая вертикальный, ступенчатый силуэт.

 

Павильон «Украина». Скульптурная группа «Стахановцы промышленности»

Павильон «Украина». Скульптурная группа «Стахановцы промышленности»

 

Такая метаморфоза типична для послевоенной советской архитектуры. Здесь есть и характерное для неоклассицизма выделение главной (центральной) части здания, и перекличка со строящимися в Москве сталинскими высотками. Благодаря такому силуэту павильон Украины вместе с главным павильоном отчетливо закрепили основную ось площади Колхозов и всей выставки.

 

Таций не использует элементов украинской архитектуры впрямую. Однако, обильно украшенный скульптурой, рельефами и майоликой павильон вызывает ассоциации с украинским барокко. Здесь не осталось ни одного пустого места, фасад словно вибрирует. Элементы декора соревнуются за наше внимание, не давая нам охватить взглядом все разом и составить цельный образ. Архитектор заставляет нас вновь и вновь возвращаться к разглядыванию его павильона, но все равно не оставляет шанса запомнить его раз и навсегда.

 

Павильон Украинской ССР в 1939 году. А. Таций. 1939 г.

Павильон Украинской ССР в 1939 году. А. Таций. 1939 г.

 

И все же попробуем выделить основные акценты павильона. Один из них — это вход, выполненный в виде большой декоративной арки. Фланкируют его скульптуры с изображением передовиков производства и сельского хозяйства. Архивольтом арки служит майоликовый рельеф из переплетающихся растений и плодов. В верхней ее части установлен витраж, посвященный 300-летию воссоединения русского и украинского народов, которое отмечалось как раз в год открытия выставки. Он изображает Переяславскую раду — собрание казачества во главе с Богданом Хмельницким. Витраж выполнили рижские мастера на заводе «Максла». Мы уже встречались с их работой на станции метро «Новослободская» см. маршрут «Архитектура московского метро».

 

Несмотря на все многообразие тем, мотивов и изобразительных техник, входной группе не так-то легко выделиться на фоне многодетального фасада. Гладкая керамическая плитка в его облицовке чередуется с рельефами на тему сельского хозяйства, выполненными в народном, лубочном стиле. В том же стиле выполнены и майоликовые панно-«букеты» под окнами. Сами окна скрыты за бетонными решетками с растительным орнаментом. Стена расчленена частыми вертикальными тягами с капителями композитного ордера. Золотистые эти капители расположены на фоне ярко-синего керамического фриза с геометрическим национальным орнаментом. Карниз украшает золотистая декоративная решетка с колосьями пшеницы.

 

Павильон «Украина». Скульптура на парапете

Павильон «Украина». Скульптура на парапете

 

Наконец, завершает постройку необычной формы башня. Ее нижний ярус — это на самом деле световой фонарь. Стекла его закрыты теми же бетонными решетками с растительным орнаментом, что и на окнах. Венчают фонарь ажурные картуши, образующие сплошную «корону».

 

Центральный ярус — излюбленный еще в 1930-е годы мотив в виде воронки, сложенной из колосьев пшеницы (такой мотив можно встретить в вестибюлях станций метро «Сокол» и «Аэропорт»). Венчает башню шпиль со звездой в лавровом венке на манер сталинских высоток.

 

Павильон «Украина» на ВДНХ

 

Павильон «Украина» — эдакая энциклопедия архитектурных украшений и апофеоз сталинской эклектики. Однако вся эта барочная пышность призвана отражать самую привычную для ВСХВ (позже ВДНХ) тему — изобилие Украины как «всесоюзной житницы».