1938, Садых Дадашев, Микаэль Усейнов
Павильон «Азербайджан» — один из немногих, сохранившихся от выставки 1939 года.
Вообще, чаще всего республиканские павильоны проектировали архитекторы из самих республик. Павильон Армянской ССР создали Каро Алабян и Самвел Сафарян, Узбекской — Стефан Полупанов. Павильоны Эстонии, Латвии и Литвы проектировали архитекторы из этих незадолго до того присоединенных республик. Список можно продолжать. Это превращало ВСХВ (позже ВДНХ) еще и в своеобразную выставку национальных архитектурных школ.
Дадашев и Усейнов отсылают нас к архитектуре среднеазиатских медресе, мечетей и мавзолеев. Композиция крайне проста, а единственным акцентом становится портал. В нем классическое причудливо переплетается с национальным. На первый взгляд это двухколонный портик в антах. Однако пропорции и форма колонн и капителей повторяют деревянные колонны среднеазиатских построек.
Павильон «Азербайджан». Сталактитовый свод в оформлении портала
За портиком открывается ниша, перекрытая стрельчатым сталактитовым сводом, украшенным золотистыми гроздьями винограда. Стена над нишей облицована глазурованной керамической плиткой. Этот портал напоминает нам аналогичные во дворце Ширваншахов в Баку или, скажем, в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде. В восточные орнаменты глазурованной плитки вплетена советская символика — красные звезды.
Дадашев и Усейнов создали образец советской эклектики — сочетания классических приемов и стилизации под историческую национальную архитектуру. Такой подход набирал обороты и в 1930-е, а в послевоенные годы получил повсеместное распространение. Это было одной из причин, позволивших павильону избежать реконструкции в 1950-е годы.
А вот в 1960-е павильон все-таки перестроили. Старый фасад закрыли коробом из профилированных металлических панелей. Павильон получил название «Вычислительная техника». Несколько лет назад фасад демонтировали, а к 2019 году завершили реставрацию оригинального павильона.