Малый Ржевский пер., 6
1901-1902, С. Соловьев
Особняк построил для себя архитектор Сергей Соловьев. Это интереснейший феномен — дома, которые архитекторы строят для самих себя. Ведь обычно у архитектора есть заказчик, под которого, конечно, приходится подстраиваться. Говорит тебе заказчик, скажем: «Хочу классицизм!» — ну, ты и строишь классицизм. А хочет заказчик под русскую старину — тоже исполняешь. И только в собственном доме архитектор и заказчик совпадают, создавая редкую ситуацию полной свободы творчества.
Обратимся к Сергею Устиновичу Соловьеву. Плодовитый мастер. Строил множество городских учреждений: аудиторный корпус Московских высших женских курсов на Девичьем Поле (ныне — главный корпус Московского педагогического государственного университета), один из корпусов Коммерческого института на Зацепе (ныне — Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова), реконструировал бывшие клиники Московского университета для Строгановского художественно-промышленного училища (ныне — Московский архитектурный институт, до него мы еще дойдем на этом маршруте). Во всех этих случаях работал в классическом стиле. Еще один замечательный эпизод творческой биографии Соловьева — реставрация Храма Покрова на Рву (более известного как Храм Василия Блаженного) и Успенского собора в Кремле.
А вот свой собственный дом Соловьев выполнил в духе модерна, ссылаясь на разные европейские прототипы. Асимметричная композиция рассказывает нам о планировке здания. Центр композиции — объем под щипцовой кровлей, напоминающий средневековый европейский дом, с огромным окном. Стилизация под готику, щипцовая кровля — все это напоминает нам Castel Beranger в Париже, образцовое произведение французского ар-нуво. Левый объем, в котором устроен вход, как две капли воды похож на дом-студию архитектора Поля Анкара в Брюсселе.
Эктор Гимар. Доходный дом Castel Beranger в Париже. 1898
Поль Анкар. Дом-студия в Брюсселе. 1893
Особняк Соловьева — праздник деталей. Вдоль цоколя тянутся рельефы работы Николая Андреева — одного из важнейших скульпторов модерна, автора рельефного пояса на гостинице «Метрополь» и «грустного» Гоголя, ныне спрятанного во двор гоголевского дома на Никитском бульваре. У входа расположился лев — символический хранитель дома («львы на воротах»). По углам — совы с совятами. Слева от входа сохранился почтовый ящик в виде летучей мыши. Под карнизом в медальонах мозаичные арабские и римские цифры рассказывают нам о годах строительства дома: 1901 и MDCCCCII.
Фасад по Хлебному переулку украшает керамическое панно неизвестного художника с античными руинами в лунном свете. Ниже — совсем уже причудливый рельеф летучей мыши с женской головой в шлеме в виде совы. Еще ниже — четыре керамических медальона с аллегорическими изображениями искусств: скульптуры, архитектуры, живописи и музыки. Стоит ли говорить, что вся керамика выполнена на заводе «Абрамцево».
Такое обилие декора с довольно необязательной символической нагрузкой выглядит несколько эклектично. Но ведь в собственном доме так хочется позволить себе маленькие радости!
До недавнего времени в доме располагалось посольство Грузии, но после разрыва дипломатических отношений между странами сюда заехала Секция интересов Грузии Посольства Швейцарии в Москве.