Арбитражный суд Московского округа


ул. Селезневская, д. 9

2003-2007, В. Плоткин

 

Швейцарский искусствовед Генрих Вельфлин еще в конце XIX века доказал, что искусство раскачивается как маятник — от усложненности, живописности к ясности и простоте и обратно. На смену увлечению постмодернизмом и неоклассицизмом, которое пришлось на 1970-1980-е годы, на рубеже веков в архитектуру вернулась мода на модернизм.

 

Одним из самых последовательных московских модернистов можно считать Владимира Плоткина. На его счету — строгие деловые здания «Ситидел» на Земляном Валу и «Аэрофлот» на Международном шоссе, торговые центры «Квадро» и «Времена года» на Кутузовском проспекте и недавно завершенная Филармония в Зарядье.

 

Арбитражный суд Московского округа: архитектура здания и история создания

 

Здание Арбитражного суда Московского округа, пожалуй, самая стильная работа Плоткина. Здесь многое отсылает нас к традициям не просто модернизма, но русского авангарда: белый параллелепипед с подсечкой и ленточными окнами вызывает в памяти дом Наркомфина, скругленный боковой корпус — цилиндр расположенного неподалеку клуба им. Зуева, мощная консоль козырька — балконы клуба имени Русакова или «горизонтальный небоскреб» Лисицкого. При этом современные материалы — стеклопакеты и алюкобондовые панели — придают зданию тот лоск, которого не удавалось достичь ни авангарду, ни советскому модернизму.

 

Введение большого количества стекла в архитектуру часто становилось метафорой прозрачности государства или межчеловеческих взаимоотношений — так было в нашей стране в сравнительно демократические 1920-е или во время «оттепели». Вот и рассматриваемое нами здание, спроектированное в 2003 году, имело шанс стать символом открытого и справедливого суда. Но, увы, российская судебная система в том же году пошла по «басманному» пути, и плотниковские прозрачные объемы, скорее, воспринимаются как «воздушный замок».