ул. Рождественка, 11/4
1912-1915, А. Кузнецов
Строгановское художественно-промышленное училище было основано еще в 1825 году. А в последние предреволюционные десятилетия оно достигло своего расцвета и стало одним из центров искусства модерна. Среди его выпускников и преподавателей были художники Михаил Врубель, Константин Коровин, Павел Кузнецов, Аристарх Лентулов, скульптор Николай Андреев, архитекторы Федор Шехтель, Лев Кекушев, Иван Жолтовский, Алексей Щусев.
Мастерские Строгановского училища вскоре после строительства
В 1890 году училище получило в свое распоряжение здание бывших Университетских клиник на Рождественке. Его перестроил еще один преподаватель училища архитектор Сергей Соловьев (мы с вами изучали его особняк в Малом Ржевском переулке).
В 1896 году директором училища стал художник Николай Глоба. Он проявил себя как выдающийся администратор, пригласил преподавать лучших художников и архитекторов и создал училищу мировую славу (что подтверждалось призами на Всемирных промышленных выставках).
Но самое интересное для нас вот что: как и члены «абрамцевского кружка», Глоба понимал, как важно для художника уметь не только рисовать, но и работать с материалом, знать технологию. К 12 уже существовавшим Николай Васильевич создает 8 новых учебно-производственных мастерских, внедряет принцип совмещения теоретического и практического обучения.
В скобках заметим, что эту находку эпохи модерна, как и многие другие уже замеченные нами во время прогулки, мы часто приписываем эпохе авангарда. Казалось бы, именно тогда раздавались лозунги: «Художник — на завод!», «Архитектор — на леса!». Но все это было логичным продолжением идей модерна. Не случайно, что Строгановка после революции станет Высшими художественно-техническими мастерскими (ВХУТЕМАС) — главной школой авангарда.
В 1910 году было принято решение построить новый корпус для мастерских училища. Два года спустя его спроектировал Александр Кузнецов. Инженер по образованию, Кузнецов специализировался на проектировании фабрик. Вот и Мастерские Строгановского училища носят черты промышленной архитектуры.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на здание, — его ленточные окна. Они говорят нам о том, что в основе здания — железобетонный каркас.
Действительно, это одно из первых зданий в России, построенных на полном железобетонном каркасе. Благодаря этому стены не несут никакой нагрузки — и их можно сделать полностью из стекла. Этот принцип, опять-таки, будет широко использоваться в архитектуре авангарда.
Однако, при всей рациональности здания, на фасаде можно увидеть и декор — колоссальные полуколонны с бороздками-каннелюрами. Но давайте присмотримся к ним внимательнее. Традиционные колонны утоньшаются кверху. Эти же — строго цилиндрической формы. Традиционные колонны оканчиваются капителями. Эти же попарно накрыты какой-то «шляпкой», которую придумал архитектор.
Свободное обращение с языком классической архитектуры, тяга к геометричности — все это станет приметами стиля ар-деко, ранним примером которого можно назвать мастерские Строгановского училища (об ар-деко поговорим в маршруте «Архитектура московского метро»).
Сегодня здание принадлежит Московскому архитектурному институту, и на место мастерских пришли классные комнаты.