Архитектура московского метро


Красота московского метро стала притчей во языцех. Действительно, до Советского Союза никому не приходила в голову мысль, что станции метрополитена могут напоминать парадные помещения лучших общественных зданий. Но давайте разберемся, почему так случилось.

 

Московское метро начали проектировать и строить в 1931 году. Это год большого перелома в архитектуре нашей страны. Авангард, который был едва ли не главенствующим направлением на рубеже 1920-1930-х, подвергся теперь резкой критике (см. «Дом Центросоюза»). После курса на коллективизацию и индустриализацию, после отчетов об успешном ходе первой пятилетки, после централизации власти в руках Сталина нужна была архитектура, способная выражать идеи процветания страны и величия вождя.

 

На передний план выдвинулась архитектура, использующая классическое наследие, но перерабатывающая его в духе большей геометричности, линейности, плоскостности. Яркие примеры, спроектированные еще в 1920-е годы, — Мавзолей Ленина или Библиотека имени Ленина. Такую архитектуру исследователи называют по-разному: ар-деко, постконструктивизм, монументальный ордер. Мы будем использовать понятие ар-деко.

 

Усилились и позиции неоклассики. Особенно много ее стало после Великой Отечественной войны, когда архитектура была призвана выражать идеи триумфа. Хороший пример — реконструкция Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (сегодня известной как ВДНХ) в 1947-1954 годах.

 

Продолжала существовать и эклектика, или архитектура выбора — подход, при котором архитекторы оформляли здание элементами исторических стилей. Так, скажем, выглядит реконструированная в конце 1930-х Тверская улица.

 

А. Душкин. Станция метро «Маяковская»

А. Душкин. Станция метро «Маяковская»

 

К разработке проектов оформления станций метро первой очереди приступили в марте 1934 года. Довольно страшно описывает это в книге «Как мы строили метро» архитектор Николай Колли (автор «Чистых прудов»):

 

Первого марта 1934 года нам позвонили по телефону и сказали:

 

- Дорогие друзья, надо делать станции метро.

- Срок?

- 25 дней.

- Какую именно станцию?

- Вам, товарищ Колли, «Кировскую». Вам, товарищ, такую-то.

- Какого же рода станции надо делать?

- Красивые станции.

 

«Лучшее в мире метро» должно было не только строиться самыми быстрыми темпами, но и иметь самые красивые станции. И не просто красивые сами по себе, но и наполненные произведениями монументального искусства: живописью, мозаикой, майоликой, скульптурой. Сталин и его правительство хорошо понимали пропагандистскую роль архитектуры. Москвичи пользуются метро каждый день. А значит, каждый день его архитектура и монументальное искусство будут напоминать горожанам о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее».

 

И. Фомин, Л. Поляков. Станция метро «Театральная»

И. Фомин, Л. Поляков. Станция метро «Театральная»

 

Все это превратило первые четыре очереди метро, построенные при Сталине — Кольцевую и центральные части Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской и Филевской линий — в удивительный ансамбль. Это настоящий учебник по истории сталинской архитектуры, да и вообще культуры той поры.

 

Этот маршрут, естественно, нужно проезжать на метро. Но пару раз мы попросим вас выйти в город, чтобы увидеть вестибюли. Будьте осторожны, осматривая архитектуру станций — не заходите за ограничительную линию на перроне.

 

Архитектура московского метро

 

  1. Вестибюль станции «Красные Ворота»
  2. «Красные Ворота»
  3. «Лубянка»
  4. «Охотный Ряд»
  5. «Театральная»
  6. «Площадь Революции»
  7. Вестибюль станции «Курская» Кольцевой линии
  8. «Курская» Кольцевой линии
  9. «Комсомольская» Кольцевой линии
  10. «Новослободская»
  11. «Белорусская» Кольцевой линии
  12. «Маяковская»