Красота московского метро стала притчей во языцех. Действительно, до Советского Союза никому не приходила в голову мысль, что станции метрополитена могут напоминать парадные помещения лучших общественных зданий. Но давайте разберемся, почему так случилось.
Московское метро начали проектировать и строить в 1931 году. Это год большого перелома в архитектуре нашей страны. Авангард, который был едва ли не главенствующим направлением на рубеже 1920-1930-х, подвергся теперь резкой критике (см. «Дом Центросоюза»). После курса на коллективизацию и индустриализацию, после отчетов об успешном ходе первой пятилетки, после централизации власти в руках Сталина нужна была архитектура, способная выражать идеи процветания страны и величия вождя.
На передний план выдвинулась архитектура, использующая классическое наследие, но перерабатывающая его в духе большей геометричности, линейности, плоскостности. Яркие примеры, спроектированные еще в 1920-е годы, — Мавзолей Ленина или Библиотека имени Ленина. Такую архитектуру исследователи называют по-разному: ар-деко, постконструктивизм, монументальный ордер. Мы будем использовать понятие ар-деко.
Усилились и позиции неоклассики. Особенно много ее стало после Великой Отечественной войны, когда архитектура была призвана выражать идеи триумфа. Хороший пример — реконструкция Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (сегодня известной как ВДНХ) в 1947-1954 годах.
Продолжала существовать и эклектика, или архитектура выбора — подход, при котором архитекторы оформляли здание элементами исторических стилей. Так, скажем, выглядит реконструированная в конце 1930-х Тверская улица.
А. Душкин. Станция метро «Маяковская»
К разработке проектов оформления станций метро первой очереди приступили в марте 1934 года. Довольно страшно описывает это в книге «Как мы строили метро» архитектор Николай Колли (автор «Чистых прудов»):
Первого марта 1934 года нам позвонили по телефону и сказали:
- Дорогие друзья, надо делать станции метро.
- Срок?
- 25 дней.
- Какую именно станцию?
- Вам, товарищ Колли, «Кировскую». Вам, товарищ, такую-то.
- Какого же рода станции надо делать?
- Красивые станции.
«Лучшее в мире метро» должно было не только строиться самыми быстрыми темпами, но и иметь самые красивые станции. И не просто красивые сами по себе, но и наполненные произведениями монументального искусства: живописью, мозаикой, майоликой, скульптурой. Сталин и его правительство хорошо понимали пропагандистскую роль архитектуры. Москвичи пользуются метро каждый день. А значит, каждый день его архитектура и монументальное искусство будут напоминать горожанам о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее».
И. Фомин, Л. Поляков. Станция метро «Театральная»
Все это превратило первые четыре очереди метро, построенные при Сталине — Кольцевую и центральные части Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской и Филевской линий — в удивительный ансамбль. Это настоящий учебник по истории сталинской архитектуры, да и вообще культуры той поры.
Этот маршрут, естественно, нужно проезжать на метро. Но пару раз мы попросим вас выйти в город, чтобы увидеть вестибюли. Будьте осторожны, осматривая архитектуру станций — не заходите за ограничительную линию на перроне.