Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии


1952, А. Щусев, А. Заболотная, В. Кокорин, художник П. Корин

 

«Комсомольская» — последняя работа архитектора Алексея Щусева. Имя этого архитектора — синоним русской архитектуры первой половины века, и вы уже неоднократно встречали его на страницах нашего путеводителя. Щусев начал с русского модерна (см. «Покровский собор Марфо-Мариинской обители»), работал и в духе авангарда (см. «Дом Наркомзема»), и ар-деко (Мавзолей Ленина). Архитектор умер в 1949 году. Завершали проектирование и строили станцию сотрудница его мастерской Алиса Заболотная и архитектор Виктор Кокорин, работавший с Щусевым еще на строительстве Казанского вокзала. «Комсомольская» получилась неординарной по ряду причин.

 

Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Центральный зал

Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Центральный зал

 

Во-первых, выбор стиля. Станция решена в духе московского барокко — архитектурного стиля, господствовавшего в нашей стране в конце XVII века, яркими образцами которого являются, например, Новодевичий монастырь или храм Покрова в Филях. Из барокко на станцию пришли пышные картуши, обрамляющие мозаики, и другие лепные украшения на своде.

 

Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Мозаичное панно в центральном зале

Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Мозаичное панно в центральном зале

 

Однако загадку такого неожиданного выбора стиля не так уж сложно разгадать. На поверхности над станцией находится Казанский вокзал — одно из ранних произведений Алексея Щусева — тоже решенный в духе московского барокко. Архитектор увязывает в единый ансамбль вокзал надземный и вокзал подземный. Плафон станции напоминает бывший ресторан Казанского вокзала (ныне — Зал ожидания повышенной комфортности), и оба они отсылают нас к еще одному яркому произведению московского барокко — трапезной церкви Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.

 

Мозаичисты за работой на станции метро «Комсомольская»

Мозаичисты за работой на станции метро «Комсомольская»

 

Неординарна и мозаика, выполненная по эскизам художника Павла Корина. Для того чтобы понять ее, поговорим немного об искусстве 1940-х годов. Война неизменно вызывает большой интерес к национальной истории. Государство ищет в ней сюжеты для патриотической пропаганды, художники — ответ на извечные вопросы: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?» Тон в «реабилитации» русской истории во многом задал Сталин — в своей речи на параде 7 ноября 1941 года он сказал:

 

Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

 

«Реабилитирована» в годы войны была и религия — прекратились гонения, открывались храмы, был избран Патриарх. Вот в таких условиях создавал свой цикл мозаичных панно Павел Корин, потомственный иконописец, до революции работавший над росписью храмов и продолживший коллекционировать иконы даже в советские годы.

 

С одной стороны, панно буквально иллюстрируют речь Сталина — упомянутые им полководцы изображены в том же порядке. Ответственность за выбор сюжета художник с себя снял. С другой стороны, давайте присмотримся, как именно Корин их изображает. Он использует технику римской мозаики, характерную для византийских храмов. Все мозаики имеют узнаваемый золотой фон, который в иконописи символизирует Божественное присутствие и благодать. Любопытна и «эстафета знамен». На каждом панно присутствуют знамена, и на них лик Христа (образ Спаса Нерукотворного использовался как знамя в некоторых русских военных походах) сменяется профилем Ленина («Святое ленинское знамя... На подвиги нас всех зовёт!» — пелось в песне военных лет).

 

Парад 7 ноября 1941 г. Оригинальное мозаичное панно

Парад 7 ноября 1941 г. Оригинальное мозаичное панно

 

После развенчания культа личности мозаики подверглись цензуре. Изначально шестая мозаика изображала эпизод парада 7 ноября 1941 года — солдат принимал присягу перед Сталиным, державшим в руке ленинское знамя. Теперь она изображает демонстрацию на Красной площади с Лениным на трибуне.

 

На седьмой мозаике знамя в руках солдат имело сдвоенные профили Ленина и Сталина — последний пришлось убрать. Восьмая мозаика изображала эпизод парада Победы 24 июня 1945 года — солдаты бросали поверженные вражеские знамена перед Мавзолеем, на трибуне которого стояли члены Партбюро во главе со Сталиным. Теперь здесь аллегорическое изображение Родины-матери, попирающей вражеские знамена. Новые эскизы создавал сам Корин, стараясь использовать максимальное количество фрагментов оригинальных мозаик.

 

Парад Победы. Оригинальное мозаичное панно

Парад Победы. Оригинальное мозаичное панно

 

Наконец, необычен и размер станции. «Комсомольская» должна была принимать огромный пассажиропоток с трех вокзалов. Инженер-конструктор Алексей Семенов сумел спроектировать центральный зал невиданного прежде пролета 11,5 метра и тонкие колонны. Впрочем, Щусев поддержал его замысел не сразу. Семенов вспоминал:

 

Я рассчитал [колонны] тонкими. Но Щусев не соглашался. „Мое архитектурное чувство, — говорил он, — подсказывает, что колонны должны быть толще. Я еще не привык к тому, что тонкие конструкции могут держать большую нагрузку“. Он предлагал толщину колонн чуть ли не в полтора метра. Я возражал: „Алексей Викторович, мы не для того боролись за пространство, чтобы загромоздить его массивными опорами!“. Сошлись мы на 0,8 метра толщины.