1934-1935, Ю. Ревковский, художники Н. Боров, Г. Замский
«Охотный Ряд» — пожалуй, самая легкая из всех станций на первой очереди. Архитекторам повезло с конструкцией. Поскольку глубина заложения станции не столь велика, как, скажем, «Красных Ворот», то и пилоны получились тоньше. Но и коллектив авторов — архитектор Юрий Ревковский, художники Наум Боров и Григорий Замский — сделали все возможное, чтобы добавить станции «воздуха».
Проект станции «Охотный ряд»
Во-первых, светлый мрамор в качестве облицовки визуально расширяет пространство. Во-вторых, кессонированный свод воспринимается более легким, чем сплошной. Наконец, пилоны декорированы спаренными полуколоннами и оттого выглядят тоньше и выше. В проекте полуколонны должны были иметь каннелюры — в таком случае они выглядели бы еще выше. Однако из-за сложности обработки мрамора решено было сделать полуколонны гранеными.
Полуколонны имеют неканонические пропорции, лишены утонения кверху. Вместо капители они накрыты общей плитой-абакой. Такая переработка классического мотива, упрощение, геометризация — характерная черта ар-деко.
Есть еще одна важная проблема, встающая перед архитекторами метро — как осветить станцию. Задумайтесь: в отличие от «надземной» архитектуры, архитектура станций метро существует только вкупе с искусственной подсветкой. Удачная подсветка может сделать станцию еще более легкой и просторной. Неудачная — наоборот, сведет на нет все усилия архитекторов.
Первоначальный облик станции «Охотный ряд»
Когда станция была только открыта, она была весьма остроумно освещена. По центральной оси зала располагались торшеры, направленные в потолок. Залитый светом свод казался еще легче и выше. Увы, но эти светильники пришлось демонтировать при строительстве перехода на «Театральную».