Станция метро «Охотный Ряд»


1934-1935, Ю. Ревковский, художники Н. Боров, Г. Замский

 

«Охотный Ряд» — пожалуй, самая легкая из всех станций на первой очереди. Архитекторам повезло с конструкцией. Поскольку глубина заложения станции не столь велика, как, скажем, «Красных Ворот», то и пилоны получились тоньше. Но и коллектив авторов — архитектор Юрий Ревковский, художники Наум Боров и Григорий Замский — сделали все возможное, чтобы добавить станции «воздуха».

 

Проект станции «Охотный ряд»

Проект станции «Охотный ряд»

 

Во-первых, светлый мрамор в качестве облицовки визуально расширяет пространство. Во-вторых, кессонированный свод воспринимается более легким, чем сплошной. Наконец, пилоны декорированы спаренными полуколоннами и оттого выглядят тоньше и выше. В проекте полуколонны должны были иметь каннелюры — в таком случае они выглядели бы еще выше. Однако из-за сложности обработки мрамора решено было сделать полуколонны гранеными.

 

Полуколонны имеют неканонические пропорции, лишены утонения кверху. Вместо капители они накрыты общей плитой-абакой. Такая переработка классического мотива, упрощение, геометризация — характерная черта ар-деко.

 

Есть еще одна важная проблема, встающая перед архитекторами метро — как осветить станцию. Задумайтесь: в отличие от «надземной» архитектуры, архитектура станций метро существует только вкупе с искусственной подсветкой. Удачная подсветка может сделать станцию еще более легкой и просторной. Неудачная — наоборот, сведет на нет все усилия архитекторов.

 

Первоначальный облик станции «Охотный ряд»

Первоначальный облик станции «Охотный ряд»

 

Когда станция была только открыта, она была весьма остроумно освещена. По центральной оси зала располагались торшеры, направленные в потолок. Залитый светом свод казался еще легче и выше. Увы, но эти светильники пришлось демонтировать при строительстве перехода на «Театральную».