Кривоарбатский пер., 6
1927-1929, К. Мельников
Пожалуй, самый известный памятник советского авангарда и один из самых необычных домов из тех, что когда-либо были построены.
Константин Мельников начал свою карьеру еще до революции как неоклассик. В 1920-е годы, на фоне растущего увлечения авангардом, он стал создавать крайне экспрессивные и необычные по своей форме постройки. Его звезда взошла в 1923 году, когда он построил павильон «Махорка» для Всесоюзной художественно-промышленной выставки, проходившей на территории современного Парка Горького. Через год он отправляется в Париж, чтобы строить павильон СССР уже на Всемирной выставке. А одновременно с этим выполняет важный государственный заказ — проектирует саркофаг для тела Ленина.
Вторая половина двадцатых — по собственному выражению Мельникова, его «золотой сезон». Он проектирует и строит целый ряд рабочих клубов, самый известный из которых носит имя Русакова и сегодня занят театром Романа Виктюка. Он проектирует гаражи — на нашем маршруте мы еще увидим Бахметьевский гараж. И в это же время он строит свой собственный дом в Кривоарбатском переулке.
Ситуация нестандартная для второй половины 1920-х. Вроде бы все кругом говорят о домах-коммунах, о типовом строительстве, и вдруг — частный дом, особняк, да еще в самом сердце Москвы. Получить хороший участок Мельникову помогли связи в Моссовете, для которого он немало строил.
Строительство дома К.С. Мельникова
Если мы попытаемся определить творческий метод Мельникова, первыми нам бросятся в глаза его постоянные поиски новых, ярких, шокирующих форм. Уже упомянутый павильон в Париже имеет форму двух треугольных призм, связанных диагональной парадной лестницей. Форма клуба имени Русакова — опрокинутая набок пирамида с тремя висящими в воздухе консолями.
Дом Мельникова представляет собой два врезанных друг в друга цилиндра. В переднем расположены вестибюль, кухня, столовая, на втором этаже — двусветная гостиная. В дальнем цилиндре на первом этаже разместились две детские, гардеробная, комната хозяйки, на втором этаже — спальня, на третьем — двусветная мастерская самого архитектора.
Мастерская в доме К.С. Мельникова
Но строить-то дом надо было за свой счет, денег не хватало, материалы достать было трудно. Многие находки дома возникли по принципу «голь на выдумку хитра». Вот что пишет в своих мемуарах сам Мельников:
Отсутствие у нас средств заменялось обилием архитектурной фантазии; независимое чувство уничтожило какую-либо зависимость от осторожности; интимность темы открыла грандиозные перспективы нерешенных проблем жизни; действительно реальная экономика заставила 9-метровому пролету оказаться таким же опасным и не менее новым, каким была в свое время громада Флорентийского собора.
Дом К.С. Мельникова. Фрагмент северного фасада
Дом знаменит своими шестигранными окнами. Но они — отнюдь не прихоть архитектора. Для экономии кирпича Мельников придумал сетчатую кладку. Фактически дом имеет кирпичный сетчатый каркас, который частично заполнен глиной, а некоторые его проемы стали окнами. Такая конструкция немного напоминает фахверковые дома европейского Средневековья. Надо сказать, она позволила сэкономить 42 процента кирпича.
Дом К.С. Мельникова. Фасады, аксонометрия
Сегодня в доме располагается Музей Константина и Виктора Мельниковых (Виктор, сын архитектора, был художником). Во дворе дома установлены инсталляции, рассказывающие о его устройстве, и сувенирный магазин. В сам дом можно попасть с экскурсией — на нее надо записаться на сайте Музея архитектуры.