Если русская архитектура и подарила что-то миру, то это две вещи: архитектура советского авангарда и «бумажная архитектура» 1980-х. Последнюю, по понятным причинам, увидеть в городе нельзя. А вот с авангардом будем разбираться в этом маршруте.
Л. Лисицкий. Проун 1А, Мост I. 1919
Авангардная архитектура в Советском Союзе во многом выросла из авангардного искусства. В 1915 году Казимир Малевич пишет свой «Черный квадрат» и другие произведения в духе супрематизма — искусства чистых геометрических форм и чистых цветов. В том же году Владимир Татлин начинает создавать контррельефы — абстрактную скульптуру. В эти же годы прорыв в абстракцию совершают Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Михаил Матюшин и их ученики.
В. Татлин. Проект памятника III Интернационалу
Идеи абстракционизма художники переносили в область архитектуры. В 1919 году Владимир Татлин создает проект памятника III Интернационалу. Это невероятное по смелости задумки здание должно было представлять собой огромную стальную наклоненную спираль, внутри которой вращались три геометрических тела: куб, пирамида и цилиндр. В том же году Лазарь Лисицкий начинает создавать свои «проуны» («проекты утверждения нового») — объемные супрематические композиции с характерными названиями: «Арка», «Мост», «Дом над землей», «Город».
Архитекторы подхватили призывы художников очистить искусство до формы, цвета и конструкции. Александр Веснин, будущий лидер конструктивистов — самой влиятельной архитектурной группы эпохи, пишет в своей заметке «Кредо» в 1922 году:
Ясно, что вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, построенными по принципу прямой и геометрической кривой и по принципу экономии при максимуме действия.
Однако не стоит думать, что авангардисты отказываются от красоты. Просто они понимают ее иначе. Основные архитектурные элементы — композиция, форма, пространство — становятся центральными объектами авангардной эстетики. Николай Ладовский уже в 1920 году пишет:
Пространство, а не камень — материал архитектуры.
Давайте сразу разберемся с понятиями. В популярной литературе и журналистике встречается слово «конструктивизм» как обозначение всей архитектуры 1920-х. На наш взгляд, это не верно. Конструктивистами называли себя члены творческого объединения ОСА — Общества современных архитекторов. Наряду с ними существовало творческое объединение АСНОВА — Ассоциация новых архитекторов, члены которой называли себя рационалистами. Илья Голосов разрабатывал «теорию построения архитектурных организмов», Иван Фомин стремился создать «пролетарскую классику» — в общем, стилей и методов в это время было много (как, впрочем, и в любое другое время). Поэтому мы предлагаем использовать для новаторской архитектуры 1920-х более универсальный, зонтичный термин «авангард» (по аналогии с авангардом в живописи).
Шарль Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Н. Колли. Дом Цетросоюза. Пандус
В нашем маршруте мы, как водится, разберем многие ключевые произведения архитектурного авангарда, поговорим о его творцах, течениях и стилевом разнообразии.
Протяженность маршрута: 15 км
Предпочтительный способ передвижения: велосипед
- Дом Моссельпрома
- Дом Мельникова
- Дом Наркомфина
- Универмаг Мосторга на Пресне
- Хлебозавод №5
- Клуб имени Зуева
- Бахметьевский гараж
- Дом Наркомзема
- Дом Наркомата путей сообщения
- Дом Центросоюза
Список сокращений
- ОСА — Общество современных архитекторов
- АСНОВА — Ассоциация новых архитекторов, члены которой называли себя рационалистами
- Моссельпром — Московский совет народного хозяства, который объединял мукомольные, кондитерские ладные фабрики, пивоваренные заводы и табачные предприятия.
- Моссовет — Московский городской совет
- Наркомфин — Народный комиссариат финансов Мосторг — Главное управление торговли Москвы Наркомзем — Народный комиссариат земледелия
- Центросоюз — Центральный союз потребительских обществ ВДНХ — Выставка достижений народного хозяйства Главхолодпром — Главное управление холодильной промышленности