Станция метро «Белорусская» Кольцевой линии


1952, И. Таранов, Н. Быкова, художник Г. Опрышко

 

«Белорусскую» спроектировала супружеская пара Иван Таранов и Надежда Быкова. Как и Душкин, молодые архитекторы начали работать уже на первой очереди, где создали станцию «Сокольники», а после всю свою жизнь связали с метро. На их счету «Новокузнецкая», «Белорусская-радиальная», «ВДНХ», «Китай-город» и многие другие станции.

 

Архитекторы нашли оригинальный прием, чтобы сделать свою станцию просторнее. Пилоны они сделали низкими, около полутора метров высотой, а свод, таким образом, получился широким и высоким. Для большей легкости свод оформили кессонами, при этом в них разместили рельефы с изображением снопов пшеницы.

 

На полу был выложен прихотливый рисунок из серой, белой и красной плитки, напоминавший белорусскую вышивку. К сожалению, замена плитки на мрамор в 1990-е годы привела к значительному упрощению рисунка.

 

Станция метро «Белорусская» Кольцевой линии. Орнамент плитки на полу

Станция метро «Белорусская» Кольцевой линии. Орнамент плитки на полу

 

Станция метро «Белорусская» Кольцевой линии с первоначальным рисунком пола

Станция метро «Белорусская» Кольцевой линии с первоначальным рисунком пола

 

Своды украшают панно, созданные по эскизам художника Григория Опрышко. Техника их довольно необычна для московского метро — это флорентийская мозаика. Она набирается из заранее вырезанных по лекалам тонких пластин мрамора. При этом сюжеты панно, на мой взгляд, своей тривиальностью вступают в противоречие с изяществом техники.

 

Впрочем, и бесхитростная белорусская повседневность не избежала цензуры. После развенчания культа личности пришлось заменить одну из мозаик, на которой белорусские труженицы вышивали профиль Сталина. Теперь на его месте орден Трудового красного Знамени.

 

Станция метро «Белорусская» Кольцевой линии. Оригинальное мозаичное панно с портретом Сталина

Станция метро «Белорусская» Кольцевой линии. Оригинальное мозаичное панно с портретом Сталина

 

Станция понравилась руководству не только Метростроя, но и страны. Архитекторы получили за нее Сталинскую премию. А о реакции Хрущева Надежда Быкова оставила трогательное воспоминание:

 

Он приехал с украшенной яркими витражами «Новослободской», рядом с которой «Белорусская», еще не облицованная и без побелки, явно проигрывала. Я сказала Хрущеву: «После „Новослободской“ наша станция покажется вам Золушкой». А он в ответ: «Но ведь Золушка превращается потом в принцессу».