Станция метро «Красные Ворота»


1934-1935, И. Фомин, Н. Андриканис

 

Станция метро «Красные ворота» выполнена уже другим архитектором, в отличие от наземного вестебюля, — Иваном Фоминым. Он был одним из самых последовательных приверженцев классики в русской архитектуре начала ХХ века. в 1920-е Фомин развивал собственный стиль, который называл «пролетарской классикой» (см. «Народный комиссариат путей сообщения»). Но в середине 1930-х он вернулся к строгому следованию классической традиции. Как это ни парадоксально, именно это позволило ему на «Красных воротах» блестяще разрешить задачу архитектурного оформления станции метро глубокого заложения.

 

Как устроена станция глубокого заложения? Это три зала — центральный и два перронных — разделенные толстыми, широкими пилонами с небольшими проемами между ними для прохода пассажиров. Тяжеловесное, приплюснутое пространство. А ведь одна из главных задач, стоявших перед архитекторами метрополитена — избавиться от гнетущего ощущения подземелья.

 

Станция метро «Красные Ворота». Центральный зал

Станция метро «Красные Ворота». Центральный зал

 

Станция метро «Красные Ворота». Перонный зал

Станция метро «Красные Ворота». Перонный зал

 

Первым делом, Фомин виртуозно обыгрывает пилоны. Он делит их на три части: два ризалита, облицованных красным мрамором, и ниша между ними. Эта ниша имеет ту же ширину, что и проемы между залами, она заглублена, облицована желтым мраморизованным известняком и оформлена ложной аркой, такой же, как и в проемах. Таким образом, в боковом зрении эта ниша воспринимается, как очередной проем. Фомин как бы втрое уменьшает пилоны и удваивает количество проемов. Это делает станцию легче, воздушнее.

 

Фомин находит и другие приемы, чтобы облегчить архитектуру станции. Свод он оформляет кессонами, в ризалитах устраивает ниши-экседры. Путешествуя дальше по нашему маршруту, вы заметите, что эти приемы стали азбукой проектирования станций.

 

Наземный вестибюль станции метро «Красные Ворота»

1934-1935, Н. Ладовский

 

Вестибюль станции «Красные Ворота» спроектировал архитектор Николай Ладовский. Это одна из ключевых фигур еще архитектурного авангарда (см. маршрут «Авангард в архитектуре Москвы»). Он возглавлял объединение АСНОВА и проповедовал главенство пространства в архитектуре. Ладовский мало что построил, вестибюль «Красных Ворот» — единственная его работа, дошедшая до нас в первозданном виде. При всей камерности жанра, на мой взгляд, это одно из самых сложных произведений сталинской архитектуры, настоящий архитектурный ребус. Давайте его разгадывать.

 

Что, прежде всего, напоминает нам вестибюль станции «Красные Ворота»? Конечно, ворота. На протяжении двух столетий центром площади служила триумфальная арка, построенная в дереве по приказу Петра I в честь победы в Полтавской битве и перестроенная в камне при Елизавете Петровне. В честь своей красоты арка и получила название «Красные Ворота». В 1927 году ее снесли. Семь лет спустя Ладовский создал вестибюль — и здесь чувствуется дань уважения замечательном памятнику русского барокко.

 

Главная тема вестибюля — гипертрофированный перспективный портал. Такие порталы возникли еще в Средние века и украшают практически любой романский и готический собор. Довольно их и в русской архитектуре: от храма Покрова на Нерли до Покровского собора на Красной площади. На русское происхождение этого перспективного портала указывает и красно-белая цветовая гамма — самая традиционная в московской архитектуре.

 

Наземный вестибюль станции метро «Красные Ворота»

 

Портал — это знак входа, понятный каждому. Таким образом, сама архитектура говорит нам, что это вход. Вестибюль сам по себе является вывеской.

 

Вот еще одна деталь. В прямом ракурсе этот портал вызывает эффект ложной перспективы — кажется глубже, чем он есть на самом деле. Он становится похож на тоннель метро. Кстати, такие перспективные иллюзии — излюбленный прием барокко. Снова вспоминаем утраченные Красные ворота, важный памятник этого стиля.

 

В своем вестибюле Ладовский причудливо сочетает старое и новое, традиции барочной архитектуры и суперсовременный образ тоннеля метро, память об утраченном наследии и работу со знаком.