Принимал ли Китай-город участие в боевых действиях


Постараемся ответить на закономерный вопрос: «А принимал ли Китай-город участие в боевых действиях?» Давайте разбираться.

 

Принимал ли Китай-город участие в боевых действиях

 

В 1571 году на Москву напали войска крымского хана Давлет-Гирея. Они разорили незащищенные слободы и деревни вокруг Москвы, а затем подожгли предместья столицы. Из-за сильного ветра огонь быстро распространился по городу. Земское войско, вместо того, чтобы дать бой крымцам в поле или на окраинах города, стало уходить к центру Москвы и, смешавшись с беженцами, утратило порядок. В течение трех часов Москва выгорела дотла.

 

Пожар мешал татарам грабить в предместьях. Осаждать Кремль хан не решился и ушел с множеством пленных, услыхав о приближении большого русского войска.

 

В 1591-м к Москве вновь подошли крымцы во главе с ханом Казы-Гиреем. Чтобы не повторить событий двадцатилетней давности и не дать татарам произвести пожар, была создана цепь укреплений вокруг Москвы. Дальние посады поспешно окружили деревянными стенами, укрепили окрестные монастыри и поставили перед ними передвижную крепость — гуляй-город.

 

Лишь только татары начали нападение, загремела артиллерия из всех укреплений. Для устрашения врагов стреляли из пушек весь день и всю ночь. За час до рассвета крымцы бежали прочь от Москвы.

 

Как видим, до сих пор ни Кремль, ни Китай-город не поучаствовали в боях. Парадоксальным образом, они «повоевали» только единожды — и то на стороне поляков, во время интервенции 1610-1612 годов.

 

Весной 1611 года войска Первого ополчения заняли основную часть Белого города, оттеснив поляков в Китай-город и Кремль. 22 мая они предприняли штурм Китай-города, окончившийся неудачей. Еще одна попытка случилась в декабре того же года. Казаки под командованием атамана Просовецкого взорвали ворота Китай-города и ворвались внутрь крепости. Но поляки огнем батареи из 30 орудий отбили штурм.

 

Наконец, второе ополчение (под руководством Минина и Пожарского, хотя кроме них там было еще много военачальников) совершило успешный штурм Китай-города 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года. Именно этот день с тех пор стал отмечаться как государственный праздник — празднование Казанской иконе Божией Матери. А сегодня мы знаем его под названием День народного единства.