Жилой комплекс «Итальянский квартал»


ул. Фадеева, д.4А

2003-2012, М. Филиппов

 

Начиная наш маршрут по авангарду, мы задались вопросом, что подарила миру российская архитектура. И дали на него два ответа: а) собственно, авангард; б) «бумажную архитектуру» 1980-х. Авангардной архитектуре мы посвятили целый маршрут — теперь пришло время поговорить и о «бумажниках».

 

Жилой комплекс «Итальянский квартал»: архитектура и история создания

 

В начале 1980-х годов когорта молодых московских архитекторов стала участвовать в архитектурных конкурсах, объявляемых зарубежными журналами. Творческий и интеллектуальный потенциал был настолько велик, что они сплошь да рядом занимали призовые места, получали признание коллег из-за рубежа и, что немаловажно, денежные премии. Сами постановки конкурсных заданий того времени — «Стиль 2001 года», «Архитектурный колумбарий», «Бесконечность в кубе» — создавали пространство творческой свободы и концептуального, поискового проектирования, чего так не хватало в советской архитектурной «машине».

 

Многие из «бумажников» в 1990-е пришли в «большую» архитектуру: Александр Бродский, Илья Уткин, Михаил Белов, Михаил Филиппов. Филиппов уже в 1980-е сформулировал свое творческое кредо, не похожее ни на чье другое и до сих пор стоящее особняком в русской архитектуре. На конкурс «Стиль 2001 года» (сам конкурс проходил в 1984 году) он предложил проект квартала, который выглядит так, будто он развивался столетиями и реконструирует ход развития русской архитектурной истории. Метод Филиппова я называю исторической мистификацией от архитектуры.

 

Жилой комплекс «Итальянский квартал»: архитектура и история создания

 

Сегодня на счету Филиппова много крупных домов и жилых комплексов: «Римский дом» на Полянке, «Маршал» у метро «Октябрьское Поле», «Горки Город» в Сочи. «Итальянский квартал» — не самый красивый и эффектный проект Филиппова, но очень показательный. По иронии судьбы, к проектированию этого жилого комплекса Филиппов приступил в самом начале столетия, как будто бы воплощая свою программу «Стиля 2001 года».

 

М. Филиппов. Проект города для конкурса «Стиль 2001 года». 1984

М. Филиппов. Проект города для конкурса «Стиль 2001 года». 1984

 

Главный мотив или даже сюжет этой работы Филиппов сформулировал сам в одном из интервью. Это руина античного амфитеатра, которая была обжита городом и со всех сторон облеплена поздними постройками. Такое и впрямь встречается в Италии — например, театр Марцелла недалеко от Капитолийского холма в Риме.

 

А Москва ведь, как известно, третий Рим. И крупное каменное строительство в городе начали итальянцы. Так отчего же и у нас не взяться своей маленькой античной арене, в которой сегодня живут люди?