Современную архитектуру Москвы принято ругать. В 2018 году я написал серию постов о любимых московских постройках последних двух десятилетий в своем Facebook-аккаунте. Довольно ожидаемо, мой одобрительный тон не вызвал ни капли сочувствия. Напротив, все комментаторы обрушивались с яростной критикой на эти здания, не слушая никаких моих аргументов.
Я стал размышлять о причинах такого отношения к современной архитектуре. И пришел к нескольким выводам. Во-первых, в новейшее время искусство развивается быстрее эстетических вкусов публики, а потому большая часть общества не понимает и не любит того, что происходит при ней.
Вот показательный пример. Сегодня мы обожаем архитектуру модерна (см. маршрут «Московский модерн»), восхищаемся ее декоративностью, новаторством, синтезом искусств. А попробуйте почитать критиков и просто москвичей начала ХХ века — да они этот модерн ругают на чем свет стоит! И заявляют, что это самое ужасное, что только случалось с московской архитектурой. И (вы не поверите!) обвиняют модерн, что он уничтожил и изуродовал любимую ими «старую добрую» Москву. Узнаете интонации, с которыми сегодня говорят о современной архитектуре?
Вторая причина: современная архитектура возникает не в чистом поле, а на месте той Москвы, к которой мы привыкли. Это Москва нашего детства, юности, молодости. Она наполнена для нас символическим смыслом. И мы, естественно, с большим трудом переживаем ее утрату. Помните, у Цветаевой: «Слава прабабушек томных, / Домики старой Москвы, / Из переулочков скромных / Всё исчезаете вы...»
Б. Левянт. Бизнес-центр «Белая площадь»
Мы с вами попробуем абстрагироваться от этих комплексов (применяю это слово в чисто научном смысле, без негативной коннотации) и подвергнуть современную архитектуру такому же анализу, с каким мы подходили к модерну, авангарду или ар-деко. По уже устоявшейся традиции, оговоримся, что понятие «современная архитектура» — очень условное. Разумеется, под этим словосочетанием мы ни в коем случае не будем иметь в виду какой-то стиль. Современная — это в чистом виде характеристика периода. То есть построенная при нас. В качестве условной границы мы выберем 1991 год — год распада Советского Союза и рождения новой страны — Российской Федерации.
Что же произошло в московской архитектуре после 1991 года? Во-первых, поменялся состав заказчиков. Раньше практически единственным было государство, представленное в разных формах — ведомство, город, академический институт. Теперь главными стали такие заказчики, как бизнес и частные лица. Вслед за спросом поменялось и предложение — городские и ведомственные проектные институты ушли на второй план, на сцену вышли отдельные архитекторы и их бюро. Все это сделало облик архитектуры последних трех десятилетий крайне разнообразным.
На стиле проектов 1990-2000-х годов отразились настроения о «России, которую мы потеряли», царившие в значительных кругах русского общества. Попытка перечеркнуть 70 лет советского режима и возродить традиции дореволюционной России привела к очередному витку историзма. Архитекторы прямо подражали дореволюционной эклектике и модерну, начали проектировать в духе неоклассики или, по крайней мере, украшали свои условно модернистские проекты башенками. Такая архитектура, будучи стилистически очень разнообразной, все же получила довольно устоявшееся определение «лужковский стиль» в честь одиозного московского градоначальника.
Еще один важный фактор — падение железного занавеса и, как следствие, знакомство наших архитекторов с зарубежными тенденциями. Вместе с «Макдоналдс» и «Пепси» к нам приходит архитектурный постмодернизм. Он призывает сбросить диктат модернизма и вообще освободить архитектурное творчество от каких-либо предустановок. Это открывает возможности для возврата в архитектуру исторических форм и мотивов. Важная черта постмодернизма состоит в том, что это говорящая архитектура. Она наполнена знаками, образами и метафорами. Часто эти образы ироничны. Ирония служит защитной реакцией на абсурдность окружающего мира. Как писал поэт Юрий Левитанский в своем стихотворении «Иронический человек»: «Но зря, если он покажется вам шутом. / Ирония — она служит ему щитом».
Велосипедный маршрут
Протяженность маршрута: 7 км
Предпочтительный способ передвижения: велосипед
- Жилой дом «Патриарх»
- Бизнес-центр «Оружейный»
- Бизнес-центр «Садовая Плаза»
- Музей истории ГУЛАГа
- Арбитражный суд Московского округа
- Жилой дом в Весковском переулке
- Жилой комплекс «Итальянский квартал»
- Бизнес-центр Wite Stone
- Бизнес-центр «Белая площадь»
- Бизнес-центр «Большевик»
- Музей русского импрессионизма