Бизнес-центр «Садовая Плаза»


Долгоруковская ул., 7

1997-2001, П. Андреев

 

Бизнес-центр «Садовая Плаза» построил Павел Андреев. Архитектор начал свой путь в «Моспроекте-2», в перестройку умудрился сотрудничать со «звездным» архитектором Рикардо Бофиллом, в новой России — создать одно из первых частных архитектурных бюро «Группа АБВ», а в 2000-е — вернулся в «Моспроект-2» заведовать отдельной мастерской. На личном счету Андреева много больших проектов: реконструкция ГУМа, Детского мира, Манежа и Большого театра, бизнес-парк «Легион» на Ордынке и «горизонтальный небоскреб» Golden Gate на площади Ильича.

 

Бизнес-центр «Садовая Плаза» на Долгоруковской: архитектура и история

 

На первый взгляд бизнес-центр «Садовая Плаза» выглядит диковинно: сложный ступенчатый объем, яркие цвета. Однако, чтобы понять задумку Андреева, достаточно взглянуть чуть левее. На перекрестке Долгоруковской улицы и Оружейного переулка целый квартал занимает дом Наркоминдела работы Ильи Голосова, построенный в 1930-е годы. Это такой советский ар-деко, с утрированными чертами классики, но вдруг — египетская деталь — портал с плавно изогнутым карнизом. И идет дом такими уступами, будто бы пилонами.

 

Так вот, Андреев взял у Голосова «Египет» — и превратил его в главную тему. «Садовая Плаза» плавно вырастает из голосовского дома, подхватывая его уступы и превращая их в два монументальных пилона, вроде тех, что оформляют вход в египетский храм. И завершаются эти пилоны теми же плавно изогнутыми карнизами.

 

А цветовая гамма? Вы же не думаете, что архитектура Древнего Египта была монохромной?! Ярким красным, синим и зеленым были расписаны стены храмов и колонны. И у Андреева — те же тона, даже в том же порядке по высоте.

 

Бизнес-центр «Садовая Плаза» на Долгоруковской: архитектура и история

 

«А при чем тут Египет?» — спросите вы. Во-первых, египетская тема давно и прочно укоренена в Москве: павильон в парке Кузьминки, модерновые доходные дома Михайлова и Левина, Мавзолей Ленина и станция метро «Кропоткинская», Мемориальный музей Ленина в Горках и конференц-центр Matrex в Сколкове. Во-вторых, Египет был моден в эпоху ар-деко, а именно ар-деко подарил миру самые роскошные здания для бизнеса, вроде американских небоскребов, французских универмагов или выставочных павильонов. Хотите создать для своего бизнес-центра образ элитарности и роскоши — сошлитесь на ар-деко. Это правило для Москвы 2000-х будет почти универсальным (мы только что увидели этот же прием в БЦ «Оружейный»).

 

Внимательный взгляд заметит в «Садовой Плаза» легкую неправильность — фасад как будто переламывается посредине. И здесь перекличка с Голосовым. Дом Наркоминдела был выстроен при Сталине с расчетом на расширение и реконструкцию Долгоруковской улицы, которые так и не случились. Фасады парных «пилонов» бизнес-центра реконструируют эту историю и стоят параллельно фасаду дома Наркоминдела, а вот башня ориентирована на дошедшую до наших дней древнюю ось Долгоруковской улицы. Дьявол, как известно, в деталях.