Пролетая над Северным полюсом
1897 г.
Шведский инженер Саломон Август Андре точно знал, чего хочет. Внутрь Земли никто пока не заглядывал, изучение глубин океана было несбыточным сном, а для того, чтобы расколдовать Северный полюс, требовались весьма хладнокровные волшебники. А еще для этого нужны были подходящие виды транспорта. Каждый корабль, каждая санная экспедиция, каждая группа лыжников попадала в ледяной плен. Андре со своими усами как у моржа выглядел довольно мрачно, но на самом деле он потихоньку посмеивался в эти усы над остальными путешественниками. Он не собирался ехать по земле или плыть по морю и не планировал битву со льдами. Все, кто подшучивал над ним, потом об этом пожалели. Андре собирался попасть на Северный полюс по воздуху — на воздушном шаре. Опыт у него имелся: когда ему было 10 лет, он смастерил аэростат, который поднялся высоко, но тут же рухнул на соседский дом. О том, что дом после этого сгорел, инженер предпочитал не рассказывать. На подготовку экспедиции он отвел два года и рассчитал, что вместе с двумя товарищами доберется до Северного полюса за 43 часа. А еще через шесть дней они приземлятся где-нибудь в Азии или на Аляске. А если с погодой катастрофически не повезет, то в крайнем случае сядут в Сан-Франциско. Перед путешествием разгорелись жаркие споры. Не слишком ли рисковал Андре? Но он уверенно парировал: «Я не вижу никакой опасности и абсолютно уверен в хорошем исходе».
Андре сравнивали с Колумбом, ведь инженер тоже путешествовал по неизведанному океану — только небесному. Преодолев 827 километров надо льдом, его воздушный шар «Орел» с шумом приземлился на ледяную поверхность. Трое путешественников распаковали сани и прочее снаряжение, продолжили путь по суше и затерялись среди снежной белизны. Тридцать лет спустя участники экспедиции на Восточный Шпицберген обнаружили лодку с останками Андре и его компаньонов. Там же нашлись дневники, бортовой журнал и фотографии. Это все, что осталось от головокружительного полета на воздушном шаре.
- ИМЯ: Саломон Август Андре
- ГОДЫ ЖИЗНИ: 1854-1897
- МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Швеция
- СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: Воздушный шар
- ЦЕЛЬ: Долететь от Шпицбергена до Аляски через Северный полюс
- ОТКРЫТИЕ: Сделал воздушные шары относительно управляемыми и открыл возможность путешествия к Северному полюсу по воздуху
- ПЕРИОД ПУТЕШЕСТВИЙ: Отправился в путь 11 июля 1897 года, закончил воздушное путешествие через четыре дня, еще несколько месяцев жил во льдах, затем пропал
- ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ ИСТОРИЮ: Теперь путешественники могли передвигаться по воздуху, а не только по воде и суше
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: Газеты писали об Андре как о сумасшедшем, но Альфред Нобель очень поддерживал его (причем материально). Останки членов экспедиции были найдены только в 1930 году
Слишком много проблем
Полярные экспедиции готовились подолгу — по несколько лет. Это была сложная техническая задача, над которой ломали головы очень многие. Нужно было собрать профессиональную и опытную команду, а найти увлеченных исследователей, готовых рисковать собой, было нелегко. Огромной проблемой был запас питьевой воды. Казалось бы, какая ерунда, но это не так. Морской лед содержит много солей и непригоден для питья.
Чувство времени
На подготовку экспедиции было много времени, а вот на месте надо было поторапливаться. Солнце на Северном полюсе появляется примерно 20 марта и исчезает около 23 сентября. Надо было уложиться в этот короткий период, до наступления полярной ночи. Главное, чтобы весна не запоздала или зима не пришла слишком рано.
Пионеры в воздухе
Братья Монгольфье — пионеры воздухоплавания. Один из них, Жозеф-Мишель, заметил, что нижние юбки его жены раздуваются, когда сушатся у пылающего камина. Так он понял, что горячий воздух поможет взлететь. А для этого надо упрятать теплое воздушное облако в бумажный мешок! Другой изобретатель, Александр Шарль, наполнил свой шар не воздухом, а чистым водородом. За десять минут он поднялся на 3300 метров. «Это было до смерти страшно и фантастически прекрасно», — вспоминал он. От холода Шарль не мог удержать в руке перо, а от небесной тишины звенело в ушах. «Я слышал, как живу», — сказал он. И больше никогда не летал.
По небесным волнам
Парить на воздушном шаре — словно оказаться между смертельным страхом и абсолютным счастьем. Небо стало восприниматься как новая среда для передвижения, подобная морю. Не зря пилотов называли воздухоплавателями. Тот, кто решался подняться ввысь, становился героем. Хотя не для всех. Крестьяне однажды отказались помочь путешественнику, аэростат которого чуть не рухнул на землю. Они решили, что в шар запряжен конь дьявола. Высота заставила людей по-новому посмотреть вниз. Путешественники вдоволь наплавались по небу и уже решили, что разгадали все его тайны. Но оказалось, что земля под ними скрывает гораздо больше, чем они думали.