Вечная путешественница
1912 г.
Француженка Александра Давид-Неель верила, что духи существуют. В Париже она часто посещала тайные спиритические сеансы. В полутьме люди усаживались за стол, который ходил ходуном под их руками. Это значило, что явились души умерших. По просьбе посетителей Александра вызывала с того света их покойных друзей и родственников, чтобы поговорить о том о сем. Она искала тайный смысл в цифрах и знаках. Например, тройка символизировала Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Число три можно разделить только на само себя, а в итоге получается единица: всё потому, что Бог только один.
На спиритизме Александра не остановилась. После общения с духами ее очень заинтересовал Тибет и учение Будды, призванное избавить человека от страданий. И когда девушке исполнилось 22 года, она отправилась на Восток. Для конца XIX века это весьма мужественный, даже вызывающий поступок, потому что женщинам в то время полагалось сидеть дома: готовить, стирать, растить детей, заботиться о муже. Путешествие прошло не то чтобы гладко, и Александра часто преодолевала границы собственных возможностей. Она вернулась, только когда прошла множество испытаний и все-таки побывала в священной Лхасе — столице Тибета. «Мой принцип — никогда не признавать поражений», — заявляла она.
В 1912 году Александра встретилась в Индии с далай-ламой, духовным лидером буддизма. Из резиденции в Лхасе его изгнали китайские войска. Чтобы подготовиться к паломничеству в Тибет, Страну Снега, Давид-Неель прожила первые два года Первой мировой войны в пещере. Сама она говорила, что в этих суровых условиях закаляет дух. И только когда Александра почувствовала, что готова к тяжелому пути, она отправилась в Лхасу. Чужестранцев туда не пускала бдительная стража. Может, поэтому люди с Запада веками стремились в столицу Тибета. И вот «в один прекрасный, сухой и прохладный день под сияющим небом на закате солнца вдалеке мы различили величественный и прекрасный Поталу — дворец далай-ламы», — вспоминала Александра.
После своих многочисленных странствий Давид-Неель прожила долгую и счастливую жизнь. И при этом никогда не переставала путешествовать. Это было у нее в крови. Даже прах ее отправился в далекую Индию, где его развеяли над Гангом — священной рекой индуистов. Так что и после смерти Александра Давид-Неель продолжает свой путь. По океану вечности.
- ИМЯ: Александра Давид-Неель
- ГОДЫ ЖИЗНИ: 1868-1969
- МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Франция
- РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Путешественница, феминистка, писательница
- СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: Корабль, пеший ход
- ЦЕЛЬ: Духовный опыт
- ОТКРЫТИЕ: Была первой женщиной, которой удалось попасть в столицу Тибета — Лхасу
- ПЕРИОД ПУТЕШЕСТВИЙ: Одно из ее путешествий длилось 14 лет
- ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ ИСТОРИЮ: Расширила знания о Тибете в мире
- ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: В детстве мечтала о путешествиях над книгами Жюля Верна и атласом Китая. Александре очень хотелось посмотреть на страну, откуда прибыли ее изящный пенал и чернильница
Тибет — страна мечты
Тибет и в наши дни будоражит воображение. А впервые интерес к нему возник в раннем Средневековье. Тогда и появились легенды о поселениях на горных вершинах, где жили потомки самых древних христиан. Более того, эти люди были в прямом родстве с Адамом и Евой. Может, они и сами могли рассказать много интересного о дивной райской жизни? Наверняка они что-то знали о чудесном месте, где жареные куропатки так и прыгают в рот. Некоторые уверяли, что эта горстка христиан переживет конец света. Правда, в Библии утверждалось, что эти праведники живут на высоком Сионском холме в Израиле. Но в легендах этот холм почему-то перебрался из Святой Земли в Гималаи. Как именно — непонятно, но вряд ли в два счета.
Фантастическая путешественница
Александра Давид-Неель — женщина выдающаяся. Она была оперной певицей, феминисткой, писательницей, путешественницей, отшельницей, членом масонской ложи и еще исповедовала буддизм. Но прежде всего она была храброй и стойкой, хотя несколько раз оказывалась на грани жизни и смерти. Она едва не заблудилась в горах Тибета. На нее напали разбойники. Ей приходилось есть суп из гнилых кишок и подошвы. «Я пришла в Лхасу высохшая как скелет, — записала Александра в дневнике. — Проводя ладонью по телу, я чувствовала каждую косточку. Но путешествия укрепили мой дух».
В своих книгах Давид-Неель превзошла в смелости Жюля Верна. А ведь этот писатель предсказал будущее и прославился своими рассказами о путешествиях вокруг света и в глубь Земли. Когда Александре исполнилось 100 лет, она строила планы путешествий в Берлин, Нью-Йорк и Россию. «Со мною всегда остаются степи, одиночество, вечные снега и синее небо над Гималаями», — написала она.
Монгольские странствия ван Рубрука
Александра Давид-Неель совершила то, что оказалось не по силам многим мужчинам. Например, Виллем ван Рубрук тоже путешествовал в Тибет в XIII веке. Он принадлежал к монашескому ордену францисканцев, которые во имя Христа выбирали жизнь в бедности. Виллем отправился на Восток по приказу французского короля. На душе у монаха было, мягко говоря, неспокойно. Он должен был встретиться с деспотичным монгольским ханом Мункэ, который прославился дикими набегами. Вся Европа содрогалась, заслышав его имя. Мудрый Рубрук проявил себя одновременно и как дипломат, и как миссионер, так что пришелся ко двору. Он задержался в монгольской столице Каракоруме намного дольше, чем рассчитывал. А вот до Тибета так и не добрался. Да и новых христианских душ для папы римского тоже так и не завербовал.
Как появилось мороженое
Обратный путь из Монгольской империи в Европу был неблизким, поэтому Рубруку хватало времени, чтобы написать обо всем, что он видел и слышал. О месяцах скитаний в азиатских степях. Там не было ничего, кроме травы, неба и земли. «Я бесконечно страдал от голода и жажды», — сетовал монах. Он рассказывал о затейливых китайских иероглифах. О бумажных деньгах, которыми китайцы расплачивались при покупке. О шелках, которые переливались всеми цветами, а на ощупь были словно кожа младенца. Об огородном растении ревень, из которого готовят лекарство. О китайских врачах, которые по пульсу больного могут поставить диагноз. Рубрука это просто потрясло. А еще китайцы добавляли в снег разные фрукты, и получалось отличное лакомство. Так в Европе узнали о десерте щербет, хотя само это слово происходит из турецкого, а не китайского языка.