Первооткрыватель Австралии
1606 г.
Нидерландец Виллем Янсзон попал в Австралию далеко не первым. Люди появились на этом континенте за 10 тысяч лет до него. Но поскольку на Западе об аборигенах никто не знал, вся слава досталась Янсзону. В промежутке между аборигенами и Янсзоном Австралию наверняка открывали еще несколько раз, но свидетелей не было. В любом случае, первое письменное доказательство оставил именно он.
Храбрый мореплаватель отправился на поиски Неизвестной Южной Земли, которая прочно завладела умами европейцев. На трехмачтовом корабле «Дёйфкен» («Голубка») он прошел мимо южного побережья Новой Гвинеи — самого большого острова в мире после Гренландии. Уже тогда Янсзон ни секунды не сомневался, что приближается к заветной цели. Волнение на борту зашкаливало: команде не терпелось добраться до золота. Ведь в Южной Земле его можно было собирать голыми руками — в это на Западе верили крепко. Драгоценные горы доставали там до неба! И все это было совсем рядом!
Янсзон прошел вдоль береговой линии Новой Гвинеи и принялся наугад лавировать между архипелагами. И тут из «вороньего гнезда» на мачте кто-то увидел сушу. Янсзон не сомневался, что это часть Южной Земли, и приказал идти к ней на всех парусах. Но, причалив, он обнаружил весьма пустынную местность. Мало того, что золота там не было и в помине, так еще и местное население вело себя крайне враждебно. Путешественник в отчаянии повернул обратно, а никчемный мыс, у которого пришвартовался, назвал Кервер (то есть «поворот»). Виллем Янсзон не имел ни малейшего понятия, что открыл Австралию — пятый континент нашей планеты. Если бы это пришло ему в голову, то Австралия могла бы именоваться Новой Голландией. Но в том, что это была новая земля, никаких сомнений не было.
- ИМЯ: Виллем Янсзон
- ГОДЫ ЖИЗНИ: 1570-1630
- МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Нидерланды
- РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Мореплаватель, губернатор, адмирал, первооткрыватель
- СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: Корабль
- ЦЕЛЬ: Южная Земля (и горы золота)
- ОТКРЫТИЕ: Австралия
- ПЕРИОД ПУТЕШЕСТВИЙ: Ноябрь 1605 года — июнь 1606 года (отъезд из Индонезии и возвращение обратно)
- ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ ИСТОРИЮ: Лихорадочные поиски Южной Земли (Золотой Земли)
- ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Аборигены жили на континенте уже десятки тысяч лет до того, как Австралию открыл Янсзон. Голландцев Австралия не заинтересовала: она была слишком сухой и бедной. Позже ее присвоили себе англичане. А в австралийских школах детям говорят, что континент открыл капитан Кук
Голландские смельчаки
В XVII веке Нидерланды были морской державой. Они основали Объединенную Ост-Индскую компанию и построили мощный флот. Голландцы отобрали у португальцев важнейшие торговые форпосты и показали себя мужественными мореходами. Они не стали робко жаться у береговой линии, а храбро пустились в открытое море. Именно поэтому им удалось пройти намного южнее мыса Доброй Надежды с попутным западным ветром в парусах. Выбрав маршрут через острова Амстердам и Сен-Поль, голландцы сократили путь до Явы и ее окрестностей с года до шести месяцев. Правило «время — деньги» и тогда очень уважали.
Изобилие баррамунды
Виллем Янсзон нанес на карту почти 320 километров побережья Австралии и поднялся по «реке с лесом», как он ее назвал. Сейчас мы знаем эту реку как Пеннефазер. В ней оказалось полным-полно рыбы. Это был рогозуб, или баррамунда, что означает «рыба с крупной чешуей». Баррамунда — хищник, чешуя у нее отливает медью. Она настоящий исполин: достигает двух метров в длину, а весить может до 60 килограммов. Так что Янсзону повезло. Ни он, ни его матросы не голодали: у них всегда было предостаточно вкусной рыбы и свежей еды.
Экономия во всем
Хендрик Браувер придумал, как использовать силу ветров у мыса Доброй Надежды. Благодаря ему голландцы не только сумели обойти португальцев, но и сэкономили массу времени, сил, продовольствия и воды. Именно по этой причине Объединенная Ост-Индская компания обязала своих капитанов идти по маршруту Браувера, хотя он не всегда был безопасным: шторма увлекли на дно не один десяток голландских кораблей.
Пинки и флейты
Объединенная Ост-Индская компания просуществовала с 20 марта 1602 года по 31 декабря 1800 года. Ее корабли везли в Европу драгоценные металлы, полезные ископаемые, чай, природные красители, пряности, специи... Купить их надо было как можно дешевле, а продать — как можно дороже. Для этого Ост-Индская компания спускала на воду самые разные суда: пинки и гекботы, бригантины и гукоры, галиоты, фрегаты и галеоны. Так называемый ост-индский большой корабль строили от пяти до восьми месяцев. И если его не пускал ко дну неприятель, судно служило лет пятнадцать. А парусные флейты, наоборот, были очень легкими и так и свистели по волнам.
Сны аборигенов
В XIX веке британский художник и путешественник Томас Бейнс увидел в Австралии наскальные рисунки. Он подробно запечатлел их в мягких акварельных тонах. Оригиналы принадлежали аборигенам — коренному населению этого континента. Пятьдесят тысяч лет назад они уже бродили по этой земле. Вернее, не совсем по земле. Уровень океана был низким, и аборигены перебирались с острова на остров на лодках или просто вплавь. А в наскальной живописи пересказывали не только свои приключения, но даже и сны.
Птичья жизнь ради искусства
Франко-американский путешественник Джон Джеймс Одюбон тоже горячо любил искусство, как и Томас Бейнс, но с одним отличием. Его страстью были птицы. И охота. Можно сказать, что он был помешан на пальбе по пернатым. Ради одной картины мог подстрелить целую сотню птиц. Его иллюстрированный труд «Птицы Америки» (1827) имел громадный успех.