Президиум Российской академии наук


Ленинский просп., 14

1967-1990, Ю. Платонов, А. Батырева, С. Захаров, А. Звездин, С. Киселев и др.

 

В конце нашего маршрута мы вновь возвращаемся к академической тематике. Президиум Академии наук еще в 1930-е начали строить на Крымской набережной. Начавшаяся Великая Отечественная война остановила строительство, а после войны к нему так и не вернулись.

 

Президиум Российской академии наук: архитектура и история создания

 

В 1960-е годы на Крымской набережной решили строить здание для Новой Третьяковки и Центрального дома художника, а Президиуму Академии дали участок тоже на берегу Москвы-реки, но выше по течению, у Андреевского монастыря. Монастырь известен с XVII века, при нем сразу было создано «Учительное братство», собравшее образованнейших монахов из малороссийских монастырей и ставшее, в некотором смысле, прототипом академических структур. Вот такой genius loci!

 

Устройство комплекса зданий Президиума композиционно и символически повторяет устройство комплекса Андреевского монастыря. Это каре из корпусов («службы»), где располагаются концертный зал, конференц-залы, атриум и зимний сад. В центре каре — внутренний двор. Над каре возвышается башня административного здания («храм»), увенчанная золотой главой («золотые купола»). Еще одна золотая глава — это часы с колокольным звоном («звонница»).

 

Золотые главы Президиума в народе прозвали «золотыми мозгами». Мне же представляется куда более интересным вот какое прочтение. Геометрический орнамент этих глав напоминает декор американского ар-деко, особенно так называемого Mayan Revival — модного в 1920-е обращения к мотивам искусства индейцев майя.

 

На эстетику ар-деко в здании Президиума вообще указывает очень многое. Это и сочетание полированного мрамора и золотистого металла — отсылка к декору нью-йоркских небоскребов 1920-х; и монументальные, облицованные черным мрамором перспективные порталы входа; и символистская скульптура во внутреннем дворе.

 

Тут надо вспомнить, что ар-деко в брежневские времена был живее всех живых — недаром они рифмуются со сталинскими. В напоминающей ар-деко стилистике были решены очень многие правительственные и административные здания эпохи: «Белый дом» на Краснопресненской набережной, Министерство обороны на Арбатской площади, новое здание КГБ на Лубянке. С точки зрения архитектора и заказчика, такой стиль выражал представительность, значимость, силу государственной власти. Удивительно, что и Президиум Академии наук оказался в этом ряду.

 

Не менее интересно, что это обращение к ар-деко в поздние советские годы перейдет и в постсоветскую архитектуру — и мы неоднократно увидим тот же стиль в постройках 1990-х и 2000-х (см. маршрут «Авангард в архитектуре Москвы»).

 

Президиум Российской академии наук. Часы

Президиум Российской академии наук. Часы

 

Здесь, у смотровой площадки с не самым избитым видом на Москву, мы закончим наш маршрут. Архитектура советского модернизма сегодня все еще вызывает много критики в обществе, ее произведения называют «коробками», обвиняют их в однотипности, серости. Наверное, зачастую за этими обвинениями стоит травма, полученная от советской действительности времен «застоя». Однако мы с вами убедились, что архитектура эта очень многообразна по своей форме и стилю, и если отнестись к ней непредвзято, то легко увидеть яркие архитектурные образы, новаторские идеи и творческую индивидуальность ее создателей.