Словарь терминов по архитектуре


  1. Авангард — обобщающее название новаторских течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникшее на рубеже XIX и XX веков.
  2. Антаблемент — система горизонтального перекрытия архитектурного ордера, опирающегося на колонну, пилон.
  3. Арка — криволинейное перекрытие сквозного или глухого проема в стене или пролета между двумя опорами.
  4. Ар-нуво — одно из названий стиля модерн. Название связано с парижской галереей La maison de l'art nouveau (Дом нового искусства), в которой проводились первые выставки художников, приверженцев данного направления.
  5. Архивольт — наружное обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.
  6. Архитектурная композиция — способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности.
  7. Архитрав — нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонн.
  8. Атлант в древнегреческой мифологии — титан, обреченный поддерживать на крайнем Западе на своих плечах небесный свод. Часто фигуру Атланта изображали в качестве «оси мира» — колонны, разделяющей небо и землю. Отсюда традиция использования скульптурных изображений обнаженной мужской фигуры в качестве опоры, заменяющей колонну или пилон.
  9. Атриум или атрий — первоначально центральная часть античного жилища, представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В современной архитектуре атриумом называется центральное многосветное распределительное пространство общественного здания, освещаемое через зенитный световой фонарь или проем в перекрытии.
  10. Аттик — декоративная стенка, возведенная над карнизом, венчающим сооружение.
  11. Барбикан — фортификационное сооружение, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость.
  12. Барельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объема.
  13. Барокко — художественное направление и архитектурный стиль, для которого характерны вычурность и напыщенность различных архитектурных элементов — криволинейные очертания стен, разорванные фронтоны, раскрепованные антаблементы, удвоение пилястр и пучки колонн.
  14. Бастион — пятигранное невысокое укрепление.
  15. Бойница — вертикальный узкий проем в стене, предназначенный для стрельбы.
  16. Воротная башня — башня над воротной аркой.
  17. Горельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема изображаемых частей.
  18. Готическая архитектура — период развития европейской архитектуры с конца XII по начало XVI века, с характерным использованием устремленных вверх колонн и арок с богатым декоративным убранством. Термин появился в Новое время, как обозначение всего, что привнесли в художественный выверенный мир римской культуры готы-варвары.
  19. Грот — традиционное парковое сооружение, кладка и отделка (морские камни, раковины ракушки, туф) которого имитируют естественный грот.
  20. Дебаркадер — элемент транспортной или складской инфраструктуры, предназначенный для непосредственной перегрузки пассажиров и грузов.
  21. Декор — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения.
  22. Кабанчик — разновидность керамической облицовочной плитки, которую применяли для наружных работ. У плитки два технологические отверстия на торце, чему она и обязана своим названием. Плитка имеет узнаваемую вытянутую форму, идентичную размерам кирпича.
  23. Каннелюра — вертикальный желобок на фусте (стволе) пилястры или колонны.
  24. Кантарель — золотая смальта.
  25. Капитель — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны.
  26. Кариатида — эпитет древнегреческой богини лесов и охоты Артемиды. В архитектуре — статуя, изображающая задрапированную женскую фигуру в качестве опоры антаблемента, арки или иной конструкции, заменяющая собой колонну, пилястру или пилон.
  27. Карниз — венчающая часть здания, выступ, край кровли. В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над архитравом и фризом.
  28. Картуш — художественный мотив в виде обрамленного завитками щита или полуразвернутого рулона бумаги, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.
  29. Кессон — углубление квадратной, прямоугольной или иной формы на поверхности свода, купола, плафона или на внутренней поверхности арки.
  30. Классицизм — художественный стиль в европейской культуре XVII-XIX веков. Для него характерны регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства.
  31. Консоль — архитектурная деталь типа поддерживающей конструкции.
  32. Курдонер — парадный двор перед зданием дворца, особняка, усадебного дома, ограниченный главным корпусом и симметричными боковыми флигелями.
  33. Ленточное окно — окна, примыкающие друг к другу практически без разграничивающих промежутков и объединенные на фасаде в протяженные полосы.
  34. Лифт-патерностер — лифт без дверей, который не останавливается для посадки-высадки пассажиров, а медленно движется без остановки внутри здания. Кабинки непрерывно поднимаются вверх в одной шахте лифта и спускаются вниз в соседней.
  35. Майолика — разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины с использованием расписной глазури.
  36. Маскарон — декоративный элемент-маска, включенный в архитектурную или иную пространственную среду.
  37. Модерн — художественное направление в искусстве, распространенное в последнем десятилетии XIX — начале XX века. Мастера модерна стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека, реализовать идеи преображения жизни средствами искусства. Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, интерес к новым технологиям, а также расцвет прикладного искусства.
  38. Наличник — архитектурная деталь, профилированное обрамление оконного или дверного проема. Конструктивное значение наличника — закрытие щели между стеной и дверной или оконной коробкой.
  39. Нарышкинский стиль — условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII века. Его особенностями является широкое применение элементов архитектурного ордера, декора из красного кирпича и белого камня, иногда с включением поливных изразцов, использование центрических композиций в храмовой архитектуре.
  40. Нервюра — выступающее ребро готического каркасного крестового свода или каменная арка, укрепляющая такие ребра. Нервюры служат для облегчения свода, уменьшая его вертикальное давление и боковой распор и расширяют оконные проемы.
  41. Обелиск — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении.
  42. Окулюс — круглое отверстие в центре крыши или купола. Термин также обозначает окно круглой или овальной формы.
  43. Ордер в архитектуре — тип композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.
  44. Панорамное окно — большое остекленное пространство, занимающее всю стену.
  45. Пилон — элемент архитектурной композиции, опорный столб квадратного сечения (в отличие от круглой колонны или плоской пилястры).
  46. Пинакль в романской и готической архитектуре — декоративная копьевидная башенка. Пинакли ставились в основном наверху или уступах контрфорсов и башен.
  47. Портал — главный вход большого архитектурного сооружения.
  48. Портик — выступающая часть здания, крытая галерея, образованная колоннадой или аркадой, имеющей собственное перекрытие: антаблемент, увенчанный аттиком или треугольным фронтоном.
  49. Простенок — часть стены между двумя проемами (окон, дверей) или часть стены между окном и углом здания.
  50. Реконструкция — воссоздание утраченного памятника архитектуры на основе исследований сохранившихся данных с использованием знаний старых строительных приемов.
  51. Ренессанс — период в истории культуры Европы, пришедший на смену Средним векам и предшествующий Просвещению и Новому времени. Для этой эпохи характерно обращение к канонам и пропорциям памятников культуры Древней Греции и Рима.
  52. Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту.
  53. Римская мозаика — разновидность мозаики, при составлении которой используют мелкие камешки различной формы или смальту.
  54. Рокайль — орнамент XVIII века, содержащий стилизованные раковины, камешки, свитки.
  55. Смальта — особым способом изготовленное цветное стекло, в состав которого добавлены оксиды металлов.
  56. Сталактитовый свод — свод, сформированный мелким рядом нависающих друг над другом арок с ячеистой структурой. Структура ячеек по своей форме напоминает сталактитовые образования в карстовых пещерах.
  57. Тяга — горизонтальный профилированный выступ типа карниза, или поясок разделяющий стены здания на ярусы, или обрамляющий потолки и панно, обычно декоративный, из штукатурки или кладки.
  58. Фасад — наружная лицевая сторона здания.
  59. Фахверк — каркасная конструкция, типичная для крестьянской архитектуры многих европейских стран.
  60. Филенка — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглубленная или имеющая обрамление.
  61. Флорентийская мозаика — разновидность мозаики, при составлении которой используют драгоценные и полудрагоценные камни различных форм. Выложенные флорентийской мозаикой каменные картины отличает практически незаметные линии стыковки камней.
  62. Фриз — декоративная лента вверху стены.
  63. Фронтон — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
  64. Цоколь — подножие здания, сооружения, памятника, колонны, лежащее на фундаменте.
  65. Щипцовая кровля — крыша с двумя наклонными к наружным стенам скатами.
  66. Эклектика — художественное направление в архитектуре, ориентированное на использование в одном сооружении различных стилей искусства прошлого в любых сочетаниях.
  67. Экседра — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом.
  68. Эллинг — сооружение для постройки, ремонта и хранения судов или дирижаблей.
  69. Эркер — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остекленная, улучшающая его освещенность и инсоляцию.